Eurosar.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ключевые неисправности автоматических коробок передач

КПП — основные неисправности

Коробка переключения передач

Коробка передач предназначена для изменения сил тяги на ведущих колесах и скоростей движения автомобиля путем увеличения или уменьшения передаточного числа.

В зависимости от характера изменения передаточного числа различают коробки:

  • ступенчатые
  • бесступенчатые
  • комбинированные

По характеру связи между ведущим и ведомым валами коробки передач делят на:

  • Механические
  • Гидравлические
  • Электрические
  • Комбинированные

По способу управления на:

  • Автоматические
  • Полуавтоматические
  • Неавтоматические

Коробки передач — наиболее устойчивая часть автомобиля. Поломки КПП встречаются гораздо реже, чем других частей автомобиля. Главный фактор поддержания коробки передач в исправном состоянии — хорошее состояние масла в коробке.

Все коробки передач очень близки по своим показателям. Переднеприводные машины с цилиндрическими главными передачами, расположенными прямо в картере коробки, позволяют использовать в трансмиссии автомобиля то же масло, что используется и в двигателе.

Коробки передач заднеприводных автомобилей заправляются специальным трансмиссионным маслом.

Механические коробки передач более просты в конструкции, не требуюют специальных гидравлических жидкостей для работы гидротрансформатора, менее склонны к отказам.

Автоматические коробки выигрывают удобством эксплуатации, их ремонт хорошо освоен на СТО. Автоматическая коробка передач на подержанной иномарке — это необходимый элемент риска. Такая трансмиссия накладывает на водителя повышенные обязательства по соблюдению правил эксплуатации.

Основные неисправности в коробке передач и их устранение

Причина поломкиУстранение или предотвращение
Шум в коробке передач
Износ подшипников, зубьев шестерен и синхронизаторов или их поломкаЗаменить изношенные детали
Недостаточный уровень масла в коробке передачДолить масло. Проверить и при необходимости устранить причины утечки масла
Некачественное масло в коробке передачЗаменить масло
Осевое перемещение валовПри необходимости заменить детали, фиксирующие подшипники или сами подшипники
Износ втулок оси шлицевого вала заднего ходаЗаменить втулки шлицевого вала
Затруднённое переключение передач
Неполное выключение сцепленияПроверка и ремонт сцепления
Заедание поверхности сферического шарнираСнять рычаг и зачистить сопрягающиеся поверхности сферического шарнира
Деформация рычага переключения передачСнять рычаг, устранить деформацию или заменить рычаг
Тугое движение штоков вилок (заусеницы, загрязнение, заклинивание блокировочных сухарей)Разобрать, выявить причину, при необходимости отремонтировать или заменить изношенные детали
Неисправность синхронизаторовЗаменить изношенные детали или синхронизатор в сборе
Картер заправлен маслом несоответствующей маркиСлить масло, промыть коробку передач и заправить маслом или маслом-заменителем, рекомендуемым производителем
Деформация вилок привода переключателяВыправить вилки, при необходимости заменить
Ослабление затяжки или отвертывание винтов головок механизма переключенияЗавернуть и закрепить винты
Разбиты отверстия под штифты в горловине механизма переключенияЗаменить крышку механизма переключения или отремонтировать, расточив отверстия и запрессовав ступенчатые штифты
Самопроизвольное выключение или нечёткое включение передач
Неправильное включение передачПри выжатой педали сцепления рычаг переключения перемещать до упора
Износ шариков или потеря упругости пружин фиксаторов штоков переключения передачСнять крышку фиксаторов и осмотреть детали; при необходимости заменить
Износ или неправильное положение блокировочных сухарей штоков переключения передачРазобрать и заменить изношенные детали, следя за правильностью сборки
Износ блокирующих колец синхронизаторовЗаменить изношенные кольца синхронизатора
Поломка пружин синхронизаторовЗаменить пружины
Износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого синхронизатора шестерниЗаменить муфту или шестерни
Ослабление затяжки гаек крепления коробки передач к картеру сцепления или гаек крепления удлинителя к картеру коробки передачЗатянуть гайки
Износ вкладышей управления переключением или износ резиновых деталей в рычагах переключения передачЗаменить изношенные детали

Замена трансмиссионного масла

Как и моторное масло трансмиссионное масло подвержено процессу старения. Оно теряет свои первоначальные свойства и перестает выполнять свои функции.

Поддержание трансмиссионного масла в хорошем состоянии значительно продлевает срок жизни КПП. Для этого необходимо выполнение как минимум 2 пунктов:

  • Своевременная замена трансмиссионного масла
  • Применение промывки масла перед его заменой

Промывка — важная часть процесса замены масла

При смене масла без применения промывки значительная часть загрязнений остается в КПП.

Промывка:

  • Размягчает и удаляет нагар, продукты износа, углеродистые отложения
  • Прочищает масляные каналы, улучшая циркуляцию масла
  • Обеспечивает более полный слив старого масла
  • Безопасна для резиновых уплотнителей, сальников

Основные неисправности АКПП

Несмотря на всё удобство в эксплуатации, автоматическая коробка передач является одним из наиболее уязвимых узлов автомобиля. Чаще всего к поломке АКПП приводит либо неправильная эксплуатация, либо пренебрежение плановым обслуживанием. При возникновении неисправности, коробка передач переходит в так называемый «аварийный режим» — то есть устанавливается на третью передачу и не позволяет переключаться на другие. Стоит отметить, что все неисправности АКПП делятся на две категории – неполадки электронной составляющей коробки передач и поломки её механической или гидравлической части. В любом случае, при возникновении «аварийного режима» следует незамедлительно доставить автомобиль в автосервис для детальной диагностики, с целью выявления поломки и причин её вызвавших. Рассмотрим обе ситуации, когда причиной неисправности стали электроника или механика АКПП.

Принципом работы всех современных автоматических коробок передач является передача электронного сигнала с блока управления к механическим составляющим агрегата. Поэтому любой сбой в работе электроники АКПП приводит к нарушению её функций. Наиболее часто возникают проблемы с датчиками. В случаях, когда коробка – автомат внезапно встаёт в «аварийный режим» (причём не в момент переключения), а потом также неожиданно из него выходит, виноваты, вероятнее всего, датчики дроссельной заслонки, расхода топлива, блока, распредвала или АБС. О выходе из строя этих датчиков будет говорить и полное «заклинивание» коробки в «аварийном режиме», без возможности выхода из него.

О неисправности датчиков входного и выводного валов вращения АКПП будут говорить «заклинивание» коробки передач в положении D, либо при переключении скорости с первой передачи на вторую. Другой причиной перехода в «аварийный режим» может стать датчик температуры АКПП. Характерным признаком этой неисправности станет уход коробки в «аварийный режим» при нагревании до рабочей температуры. Также может возникнуть ситуация, когда показания на приборной панели не соответствуют положению рычага переключения передач, или вовсе не отображаются. В этом случае виноват датчик положения рычага.

Порой возникает и такая ситуация, когда коробка передач начинает переключаться самостоятельно в произвольном порядке. В подобной ситуации причиной неисправности стали повреждение проводки между блоками или фишки подсоединения блоков. Ещё одна частая причина выхода из строя электронной составляющей АКПП – регулятор давления и соленоиды. При этой неисправности будет наблюдаться целый букет проблем: невозможность переключения на какую-либо из скоростей, пробуксовки и удары при переключении и уход в «аварийный режим». Как правило, большинство неисправностей электронной части АКПП обнаруживаются сканером во время компьютерной диагностики.

Механические поломки автоматической коробки передач считаются более серьёзными неисправностями, требующими зачастую демонтажа и частичной или полной разборки коробки. Самой распространённой поломкой АКПП, пожалуй, можно назвать повреждения её механических частей – насоса, втулок, суппортов, корпусов сцепления и др. О таких повреждениях скажут пробуксовки и шумы в коробке, невозможность переключения передач и разгона автомобиля при повышающихся оборотах двигателя. Ещё одной причиной неисправности механической составляющей АКПП может стать поломка гидротрансформатора. При этом будет наблюдаться пробуксовка на всех скоростях и невозможность переключиться на пятую передачу, а из передней части коробки слышен треск.

Другой причиной нежелания передач переключаться может служить поломка гидравлического блока управления АКПП. При подобной неисправности передачи могут и переключаться, но жёстко, при этом сопровождаясь ударами. Выявить эту и другие механические неисправности автоматической коробки передач можно при помощи сканера. Но зачастую таким способом не удаётся установить истинную причину поломки. Поэтому компьютерную диагностику приходится совмещать с другими способами диагностики.

Автоматические коробки передач: болезни и лечение

Рассматриваем основные неисправности автоматических коробок и изучаем технологии их восстановления — то, о чем нужно знать каждому автовладельцу перед визитом на сервис.

Несмотря на техническую сложность автоматических коробок, производители никогда официально не запрещали их восстановление — в отличие, например, от двигателей или рулевых реек. Поэтому по сей день для трансмиссий доступны оригинальные запчасти и заменители, а также заводские руководства по ремонту. Более того, в гарантийный период сами дилеры проводят восстановление агрегатов или отправляют их в профильные организации. В России профессиональным ремонтом автоматов занимаются уже почти двадцать лет.

Что болит

Автоматическая коробка — по сути, исполнительный агрегат. Его нормальная работа непосредственно зависит от исправности двигателя и его системы управления, включая отдельные датчики. Поэтому при возникновении любых нареканий нужно провести вдумчивую диагностику, дабы убедиться, что причина действительно в коробке.

Например, часто к рывкам и ударным переключениям автоматов приводят неисправности датчика массового расхода воздуха или датчика положения дроссельной заслонки. При этом обычно даже не загорается лампа Check Engine. А если в памяти всё же есть коды ошибок, то они запросто могут указывать на неисправность каких-либо элементов коробки, которые фактически в полном порядке, — это следствие сбоев в системе управления двигателем. Чтобы докопаться до истины, нужно подключать компьютер и отслеживать параметры работы датчиков и исполнительных механизмов мотора через регистратор данных. Правильно интерпретировать показания может только опытный диагност.

Еще одна причина ударных переключений — износ опор двигателя и коробки. Сильнее неисправность проявляется на стоящей машине, когда водитель переключает селектор из «нейтрали» в «драйв» или «реверс». Не стоит сразу грешить на автомат и при появлении посторонних шумов. Зачастую виновниками характерного трансмиссионного гула становятся, к примеру, ступичные подшипники.

После отсеивания посторонних дефектов переходят к диагностике собственно автомата. Нужно определить причину неисправности: механический износ элементов коробки или проблемы в системе управления? От этого будет зависеть способ ремонта. При поломках механики агрегат придется снимать с автомобиля и полностью разбирать, а электрику можно победить, ограничившись демонтажом поддона и гидроблока.

Механический износ деталей, например фрикционных дисков, проявляется при движении с прогретой коробкой. А все сбои в работе на холодную свидетельствуют о неисправности в системе управления трансмиссией. Тут виновником может быть и блок управления автоматом.

Углубленная компьютерная диагностика локализует поиск неисправностей в электрике. Опытный мастер по отклонениям в показаниях датчиков или работе исполнительных механизмов может найти истинного виновника. Ведь иногда ошибка по одному из соленоидов в гидроблоке возникает из-за неисправности блока управления коробкой.

Замер общего давления масла в автомате — дополнительная проверка системы управления. Она помогает выявить неисправности главного регулирующего соленоида или сбой в мозгах трансмиссии. По замеру давления можно косвенно судить и о производительности насоса. Но если машина хоть как-то передвигается, то этот узел исправен.

Состояние смазки даст представление об общем механическом износе автомата. Если масло имеет характерный горелый запах и черный цвет и при этом есть ощутимые проблемы в работе коробки, то серьезный ремонт неизбежен. Критическое снижение уровня масла от максимальной отметки — пол-литра. Этого достаточно для появления пресловутых рывков и пинков при переключениях передач.

Дополнительная проверка — так называемый столл-тест (stall-test). Удерживая педаль тормоза, чтобы автомобиль не тронулся с места, селектор переводят в положение «драйв» и кратковременно повышают до средних обороты мотора. При этом должна сработать «отсечка». Если же обороты растут дальше, значит в главном пакете фрикци­онов есть утечка давления масла и они проскальзывают. Вопреки расхожему мнению, это не означает, что стерты диски. У такой утечки есть масса других причин. И обычно этот тест проваливают автоматы, которые находятся на последнем издыхании — когда автомобиль с трудом передвигается.

ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ

С заменой масла в автомате иногда уходят и некоторые неисправности — но только на время. У нового масла лучше моющие свойства, оно может прочистить, например, засорившийся соленоид. Только эта грязь непременно осядет в другом месте гидросистемы и, скорее всего, выведет из строя другой узел. В любом случае, если в коробке появились многочисленные продукты износа, которые уже повлияли на ее работу, замена масла только отсрочит момент, когда автомат придется ремонтировать.

Интенсивная терапия

Часть элементов автомата подлежит безо­говорочной замене при ремонте — это расходники, на которых нельзя экономить. Некоторые детали и узлы при выходе из строя нужно обязательно заменять новыми, но большинство можно успешно восстанавливать или смело использовать взамен бэушные запчасти. Всё зависит от конкретного элемента, характера механических повреждений и степени износа.

Управление автоматом заложено в отдельный модуль или «мозги» двигателя — в зависимости от модели машины. В специализированных фирмах успешно справляются с восстановлением этих устройств. Отдельный модуль может быть встроен в корпус коробки или установлен в салоне автомобиля. В любом случае блок снимают, не демонтируя агрегат.

Соленоиды гидроблока при электрической или механической неисправности меняют — ремонту они не подлежат. Когда в них попадают продукты износа, их можно попытаться промыть, но эта процедура не всегда помогает. Надежнее заменить соленоиды новыми. Все они доступны как отдельные запчасти. Для доступа к гидроблоку достаточно снять поддон (если он предусмотрен конструкцией) или один из характерных кожухов на корпусе агрегата.

Гидроблок перебирают, тщательно промывая все детали и заменяя все прокладки. Механическому износу и повреждениям подвержены только установочные колодцы для соленоидов. Изначально они цилиндрические, то есть в сечении имеют окружность, но со временем она превращается в эллипс, из-за чего происходит утечка давления масла. В основном такая выработка возникает на солидном пробеге или из-за присутствия в смазке большого количества продуктов износа, которые не задерживаются фильтром. Ремонту подлежат только незначительные поверхностные царапины: их зашлифовывают мелкозернистой пастой. Если налицо эллипс или глубокие задиры, гидроблок рекомендуют обновить. Некоторые специализированные компании ремонтируют подобные повреждения, но такая деталь долго не живет. Посадочные поверхности для соленоидов имеют высокий класс обработки — поверхность сложно восстановить во внезаводских условиях.

Гидротрансформатор распиливают и проводят осмотр всех элементов. По умолчанию меняют фрикционные накладки механизма блокировки. При их критическом истирании продукты износа попадают в трущиеся поверхности трансформатора и значительно сокращают их ресурс. Кроме того, стружка проникает и в другие узлы автомата. Иногда из-за этого разрушаются подшипники гидромуфты, на ее колесах образуются задиры и даже поломки лопастей. Эти элементы невозможно отремонтировать — только замена. Благо можно использовать бэушные детали. Правда, столь серьезные повреждения происходят нечасто, обычно ремонт сводится к замене фрикционов.

Типичные неисправности автомобиля

Основные неисправности автоматической коробки передач

Если вы любите управлять автомобилем резво с виражами, с резкими стартами, то при езде на автомобиле с автоматической коробкой таких ощущений вы уже не получите. Автомобили с коробкой автомат предназначены для равномерной и спокойной городской езды. Автомат легко справится со своей задачей во время интенсивного движения транспорта в городе. Если вы все-таки попытаетесь вспомнить старые привычки, которыми вы пользовались на механической коробке передач, и будете резко и агрессивно водить автомобиль, вследствие этого возникнут повышенные зазоры в соединениях дифференциала, планетарных шестернях, в муфтах фрикционных дисков. Возникающие удары и толчки при переключениях будут незаметными и плавными, но со временем они будут усиливаться и увеличиваться. Вернуть плавную и стабильную работу механизмов коробки передач можно будет только после ремонта. Очень быстро изнашивается коробка-автомат из-за переключения на заднюю скорость во время движения автомобиля. В данном случае происходит резкое торможение коробкой, ее составляющие изнашиваются быстрее, чем обычно и коробка быстро выходит из строя. Если вы перепутаете позиции передачи D и R, то ситуация будет еще хуже, так как данное переключение осуществляется на скорости порядка 60-80 км/час, а это в свою очередь окажет разрушающий эффект на механизмы.

Опасно переключать передачи с повышенных на пониженные скорости, что приводит к возникновению неисправностей автоматической коробки.

Не опытный водитель может подумать, что неисправна муфта передачи «Овердрайв», если она не работает. Но необходимо учесть то, что «Овердрайв» начинает работать только на прогретом двигателе и при достижении определенной скорости.

Не забывайте! Автомобилям с автоматической коробкой передач противопоказана буксировка автомобилей с таким же или больше весом.

Если нет выхода, а вы буксуете уже около 5-10 мин. обязательно давайте автомату остыть, но лучше всего вызвать эвакуатор или воспользоваться помощью другого автомобиля.

Если вы дали коробке отдохнуть и пытаетесь буксировать автомобиль опять, то обязательно следите за нагревом автомата и помогать, двигая автомобиль руками. Следите за тем, чтобы не погнуть поддон автоматической коробки.

В случае повреждения поддона, можно повредить детали, которые в нем находятся: клапанный механизм с трубками для переключения скоростей. Повреждение поддона чревато сдвигом коробки автомат относительно кузова, что приведет к нарушению фиксации передачи, и скорости не будут нормально фиксироваться.

Такие повреждения автоматической коробки можно определить при запуске двигателя на нейтральной скорости.

Если сбои в переключении скоростей происходят часто, необходимо проверить электронный блок управления переключения скоростей в специализированном сто.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector