Eurosar.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация потерь от дтп

Социально-экономические потери от дорожно-транспортных происшествий

Все чаще можно слышать по новостям о смертях на дорогах. За последние 10 лет страна потеряла 350 тысяч человек, это число сравнимо с количеством населения такого города как Сургут.

Экономические потери, связанные только с травматизмом в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), в среднем, в Европе оцениваются как 5% от ВВП. По данным Российского Союза Автостраховщиков, только материальный ущерб от ДТП в России составляет 2,5%.

Рассчитанная с учетом всех составляющих экономическая оценка ущерба от ДТП дает возможность объективно определять объем необходимых финансовых ресурсов для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах страны. Издержки от ДТП подрывают экономическое благосостояние государства.

Одним из главных направлений демографической политики, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Достаточно сказать, что средний возраст погибающих в ДТП составляет 20-40 лет, т.е. жертвами становятся граждане наиболее продуктивного возраста. В связи с этим была утверждена федеральная целевая программа о «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Суммарный размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 – 2010 годы оценивается в 7326,3 млрд. рублей.

Согласно российской методике, полные социально-экономические издержки от ДТП складываются из прямых и косвенных потерь.

К прямым потерям относятся:

− потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, участвовавших в ДТП;

− потери службы по эксплуатации дорог, в том числе при ликвидации последствий ДТП;

− затраты государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) и других юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий;

− затраты медицинских учреждений на лечение потерпевших;

− потери предприятий, сотрудники которых стали жертвами ДТП ;

− затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии);

− выплаты страховых компаний.

К косвенным потерям относятся:

− вследствие временного или полного выбытия человека, как члена общества, из сферы материального производства;

− вследствие временного нарушения производственных связей на предприятии (организации);

− потери рабочего времени родственников потерпевших;

− моральные потери потерпевших;

− стоимость простоя, перепробега автотранспорта, не участвовавшего в ДТП;

− потери пассажиров общественного транспорта, не участвовавшего в ДТП.

Элементы прямых и косвенных потерь определяют полную оценку ущерба от ДТП.

Величина социально-экономического ущерба от ДТП включает ущербы в результате следующих событий:

− гибели и ранения людей;

− повреждения транспортных средств;

Оценки стоимости человеческой жизни имеют большое экономическое значение, не говоря о большом общественном интересе к этой теме. Центр стратегических исследований (ЦСИ) РОСГОССТРАХа проводит социологические исследования «стоимости» человеческой жизни начиная с 2007 года. Стоимость человеческой жизни в России в 2015 году составила 4,5 млн. рублей.

Группа страховых компаний «СОГАЗ» оценивает величину ущерба от смерти одного человека в 2 млн. рублей – 500 млн. рублей. Группа «Ингосстрах»: по факту смерти выплачивается 100% страховой суммы (до 30 млн. рублей). ОСАО «РЕСО-Гарантия»: смерть в результате ДТП оценивается в 1,5 млн. рублей.

Ущерб в результате гибели и ранения людей следует классифицировать по следующему принципу:

− смертельный исход (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, ритуальные расходы, потери общества от гибели человека и др.);

− инвалидность (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности, среднемесячная пенсия по инвалидности в год и др.);

− тяжелое ранение (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности и др.);

− легкое ранение (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности и др.).

При этом расчеты по происшествиям с участием детей необходимо вести отдельно. В случае гибели ребенка учитываются: затраты на обучение (школа, средние специальные и высшие учебные заведения); заработная плата родителей, необходимая для того, чтобы вырастить ребенка до трудоспособного возраста и др.

Таблица — Методика расчета потерь с учетом половозрастной структуры погибших и раненых.

Прямые потериУпущенные выгоды
Смертельный исход(общее число погибших в результате ДТП) х (компенсационные выплаты по потере кормильца + расходы на ритуальные услуги в среднем в регионе)(число погибших м/ж в результате ДТП) х (число потерянных человеко-лет до средней продолжительности жизни м/ж в регионе) х (средний душевой доход в регионе)
Инвалидизация(общее число инвалидов в результате ДТП) × (средние расходы на медицинские услуги в зависимости от группы инвалидности + пособия по инвалидности × количество человеко- лет по группам инвалидов до средней продолжительности жизни м/ж в регионе )(число потерянных человеко-лет по группам инвалидов до средней продолжительности жизни м/ж в регионе) × (количество лиц, получивших инвалидность) × (весовой коэффициент нетрудоспособности для разных групп инвалидов) × (средний душевой доход в регионе)
Травматизм(общее число получивших травму в результате ДТП) × (средние расходы на медицинские услуги в зависимости от категории травм)(средний период восстановления для травм разной степени тяжести) × (количество лиц, получивших травму данного вида) × (средний душевой доход в регионе)

Экономическая оценка ущерба от ДТП, учитывающая все возможные потери позволит:

1) органам власти Российской Федерации объективно оценить масштабы проблемы, а также принимать эффективные управленческие решения в сфере безопасности дорожного движения;

2) владельцам (или их родственникам) ТС получить все страховые выплаты по возмещению ущерба от ДТП и своевременно обратиться в суд в случае дополнительных потерь;

3) участникам дорожного движения избежать возможные нарушения Правил дорожного движения, учитывая материальные и моральные потери;

4) автотранспортным предприятиям своевременно и в полном объеме учитывать потери от ДТП, произошедших с ТС;

5) страховым компаниям и другим специализированным структурам придерживаться общих, понятных всем, правил, определяющих ущерб от ДТП.

9.5. Оценка потерь от дорожно- транспортных происшествий

Для обоснования вида мероприятий по повышению безопасности движения и установления очередно­сти проведения этих мероприятий на дороге необ­ходима оценка потерь народного хозяйства от до­рожно-транспортных происшествий. Канд. техн. на­ук О. А. Дивочкиным разработана структура по­терь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий. В этой структуре выделяются два основных вида потерь: прямые и косвенные.

Прямые (непосредственные) потери включают в себя: потери автотранспортных предприятий, служ­бы эксплуатации дорог и грузоотправителей; за­траты Госавтоинспекции и юридических органов на расследование происшествий; медицинских уч­реждений на лечение потерпевших; предприятий, сотрудники которых стали жертвами происшествий (оплата листков нетрудоспособности, выдача посо­бий); государственных органов социального обес­печения (пенсии); компенсации по страхованию.

Косвенные потери — потери народного хозяй­ства вследствие временного или полного отключе­ния какого-либо члена общества из сферы матери­ального производства, нарушение производствен­ных связей и социально-моральные потери.

По данным О. А. Дивочкина, суммарные поте­ри от одного дорожно-транспортного происшест­вия:

, (9.8)

где П1i — затраты на восстановление поврежденных транс­портных средств, руб.;

П2i — потери, связанные с простоем транспортных средств с момента происшествия до их восстанов­ления, руб.;

П3i -затраты на ремонт поврежденных улиц, инженер­ных сооружений (направляющих ограждений, тех­нических средств регулирования, перил мостов, опор путепроводов, дорожных знаков и. т. д.), руб.;

П4i — потери от порчи грузов в результате происшест­вия, руб.;

П5i — затраты, связанные с нарушением нормальных ус­ловий движения в зоне транспортного происшест­вия (задержки и перепробеги транспортных средств при пропуске их по объезду) и с уборкой части дороги после происшествия, руб.;

П6i — потери народного хозяйства от вовлечения че­ловека в дорожно-транспортное происшествие (потеря части национального дохода, расхода на ле­чение, оплата листков нетрудоспособности, пенсии, пособия и т. д.);

П7i -затраты органов ГАИ, судов и прокуратуры на обследование, оформление материалов по дорож­но-транспортному происшествию, ведение дозна­ния, вызов свидетелей по происшествию, рас­смотрение дела в суде и т. д., руб.;

i — количество транспортных средств, грузов, людей и т .д., включенных в одно происшествие.

В табл. 9.1 по отдельным статьям расходов, приведены средние расходы предприятий на лик­видацию последствий от одного дорожно-транс­портного происшествия.

Затраты на ликвидацию последствий от одного происшествия, руб.

Восстановление и простой транспортных средств…… Восстановление дороги и дорожных сооружений….. Стоимость поврежденных грузов……………………..

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются вопросы оценки стоимости человеческой жизни и социально-экономических потерь от ДТП. Актуальность исследования обусловлена большим количеством ДТП и высокой смертностью населения в результате дорожных происшествий. В настоящее время безопасность автомобильного движения находится на уровне развивающихся стран, о чем свидетельствуют исследования международных организаций. Получение научно-обоснованных оценок социально-экономического ущерба от ДТП может служить базой для формирования новой политики в сфере обеспечения безопасности на автомобильных дорогах. В связи с этим вопросом необходимо рассмотреть современные подходы и провести анализ отечественных методик оценки последствий высокой смертности в результате ДТП.
В исследовании определены наиболее существенные виды ущерба, возникающего в результате ДТП, проанализированы подходы к оценке социально-экономических потерь. Раскрыто смысловое содержание, преимущества и ограничения использования подходов к оценке на основе ценности человеческого капитала и готовности платить. Основным препятствием для комплексного применения отечественных методик оценки ущерба от ДТП является недостаточный уровень развития статистической базы и объема информации.
В целях комплексного анализа были рассмотрены работы отечественных и зарубежных авторов, исследования которых легли в основу оценки социально-экономического ущерба в развитых и развивающихся странах. Обзор передового мирового опыта помог определить относительный уровень развития российских методик и возможность их практического применения. Кроме того, выявлено, какие основные проблемы препятствуют использованию имеющихся разработок в полном объеме.
Сформированы рекомендации по совершенствованию соответствующей информационной и методологической базы.

Ключевые слова

Об авторе

Консультант, Центр отраслевых исследований и консалтинга ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: ИТ-технологии в операционной деятельности бизнеса, цифровизация производства, антикризисное и арбитражное управление.

Список литературы

1. Зубец А.Н., Новиков А.В. (2018). Численная оценка стоимости жизни человека в России и в мире // Финансы: теория и практика. Т. 22, № 4. C. 52–75.

2. Зубец А.Н., Новиков А.В., Сазанакова А.С. (2016). Оценка «стоимости» человеческой жизни с учетом морального ущерба // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 2 (22). С. 6–15.

3. Карабчук Т.С., Моисеева А.А., Соболева Н.Э. (2015). Исследование зарубежных методик и отечественных практик определения экономического ущерба, наносимого гибелью в результате ДТП // Экономическая социология. Т. 16. № 5. С. 77–101.

4. Козлова О.А., Нифантова Р.В., Макарова М.Н. (2017). Методические вопросы оценки экономического ущерба от смертности населения, занятого в экономике региона // Экономика региона. Т. 13, вып. 2. С. 511–523.

5. Колесникова Д., Карабчук Т., Сальникова Д. и др. (2016). Оценка социально-экономических общественных потерь от ДТП в России // Вопросы экономики. № 6. С. 131–146.

6. Кулагина Э.Н. (1982). Ориентировочный расчет экономического эффекта сохранения жизни человека // Советское здравоохранение. № 2. С. 8–12.

7. Попов Г.А. (1976). Экономика и планирование здравоохранения. М.: Медицина. 182 с.

8. Рейтинг стран по уровню смертности в ДТП (2018) // Информационный портал NoNews. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/mortality-road-traffic.

9. Сосенкина И.М., Осокин Н.А., Климентова А.Ю. (2019). Экономические последствия гололедного травматизма в регионах РФ. Стратегические решения и риск-менеджмент. № 1. С. 58–69. DOI: https://doi.org/10.17747/2618-947X-201915869.

10. «Стоимость» человеческой жизни в России с учетом морального ущерба в начале 2018 года поднялась до 46,9 млн рублей (2018) // Исследование Финансового университета при Правительстве РФ. URL: http://www.fa.ru/org/div/cos/press/Documents/58_Life_Value_2018.pdf.

11. Bahamonde-Birke F., Kunert U., Link H. (2015). The Value of a Statistical Life in a Road Safety Context – A Review of the Current Literature // Transport Review. Vol. 35, № 4.

12. P. 488–511. DOI: https://doi.org/10.1080/01441647.2015.1025454.

13. Best Practice Regulation Guidance Note: Value of statistical life (2014) // Australian Government. Department of the Prime Minister and Cabinet. Office of Best Practice Regulation. URL: https://www.pmc.gov.au/sites/ default/files/publications/Value_of_Statistical_Life_guidance_note.pdf.

14. Bond R., Ferri M., van Staalduinen W., Garces J. et al. (2015). A protocol for European Regions, Local Authorities, and Communities. Social, Economic and Environmental Impact Tool (SEE-IT). D4.2 – Methodology and indicators for LRAs to assess socio-eco impact of investing in AFE developed in coordination with WHO Europe technical work // AFE-Innovnet project funded by the European Commission within the ICT policy Support Programme URL: https://www.agefriendlyeurope.org/sites/default/files/AFE-INNOVNET_D4.2_FINAL_0.pdf

15. Carmon Z., Ariely D. (2000). Focusing on the Forgone: Why Value can Appear so Different to Buyers & Sellers // Journal of Consumer Research. Vol. 27. № 3. P. 360–370. DOI: http://dx.doi.org/10.1086/317590.

16. Dahdah S., McMahon K. (2008). The true cost of road crashes // Alternate Wars. URL: https://www.alternatewars.com/BBOW/ABM/Value_Injury.pdf.

17. Fein R. (1958). Economics of mental illness. New York: Basic Books. 164 p.

18. Global status report on road safety – 2018 (2018) // World Health Organization. URL: https://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2018/en/.

19. Gruber J. (2010). Public Finance and Public Policy.3rd ed. Hazelbrow Lodge: Worth Publishers.

20. He J., Wang H. (2010). The Value of a Statistical Life. A Contingent Investigation in China // Policy Research Working Paper. Vol. 5421. DOI: https://doi.org/10.1596/181394505421.

21. Kahneman D., Knetsch J.L., Thaler R.H. (1990). Experimental Tests of the Endowment Effect and the Coase Theorem // The Journal of Political Economy. Vol. 98. № 6. P. 1325–1348.

22. Kahneman D., Tverski A. (1990). Prospect theory: An analysis of decision under risk // Econometrica. Vol. 47,

24. Keeler E. (2001). The value of remaining lifetime is close to estimated values of life // Journal of Health Economics.

25. P. 141–143. DOI:10.1016/s0167–6296 (00) 00070–9.

26. Krupp R., Hundhausen G. (1984). Volkswirtschaftliche Bewertung von Personenschaden im Straenverkehr. Bergisch Gladbach: Bundesanstalt fur Straenwesen.

27. Landefeld J.S., Seskin P.E. (1982). The economic value of life: Linking theory to practice // American Journal of Public Health. Vol. 72, № 6. P. 555–566. DOI: 10.2105/AJPH.72.6.555.

28. Mishan E.J. (1971). Cost-benefit analysis. New York: Praeger.

29. Mortality Risk Valuation ([s.a.]) // United States Environmental Protection Agency. URL: https://www.epa.gov/environmental-economics/mortality-risk-valuation#means

30. Mushkin S.J., Collings F. D’a. (1959). Economic costs of disease and injury: A review of concepts // Public Health Report. Vol. 74, № 9. P. 795–809.

31. Ortuzar J. de D., Willumsen L.G. (2011). Modelling transport. 4th ed. Chichester: John Wiley and Sons.

32. Pearce D.W., Atkinson G., Mourato S. (2006). Cost-benefit analysis and the environment: Recent developments. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development.

33. Plott C.R., Zeiler K. (2005). The Willingness to Pay – Willingness to Accept Gap, the «Endowment Effect,» Subject Misconceptions, and Experimental Procedures for Eliciting Valuations // The American Economic Review. Vol. 95, № 3. P. 530–545. DOI: 10.1257/aer.101.2.1012.

34. Schultz T. (1961). Investment in Human Capital // The American Economic Review. Vol. 51. P. 1–17.

35. Aldy J., Viscusi W. (2003). The Value of a Statistical Life: A Critical Review of Market Estimates throughout the World // NBER working Paper. N 9487. DOI: 10.2139/ssrn.362840.

Социально-экономические потери от дорожно-транспортных происшествий

Все чаще можно слышать по новостям о смертях на дорогах. За последние 10 лет страна потеряла 350 тысяч человек, это число сравнимо с количеством населения такого города как Сургут.

Экономические потери, связанные только с травматизмом в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), в среднем, в Европе оцениваются как 5% от ВВП. По данным Российского Союза Автостраховщиков, только материальный ущерб от ДТП в России составляет 2,5%.

Рассчитанная с учетом всех составляющих экономическая оценка ущерба от ДТП дает возможность объективно определять объем необходимых финансовых ресурсов для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах страны. Издержки от ДТП подрывают экономическое благосостояние государства.

Одним из главных направлений демографической политики, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Достаточно сказать, что средний возраст погибающих в ДТП составляет 20-40 лет, т.е. жертвами становятся граждане наиболее продуктивного возраста. В связи с этим была утверждена федеральная целевая программа о «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Суммарный размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 – 2010 годы оценивается в 7326,3 млрд. рублей.

Согласно российской методике, полные социально-экономические издержки от ДТП складываются из прямых и косвенных потерь.

К прямым потерям относятся:

− потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, участвовавших в ДТП;

− потери службы по эксплуатации дорог, в том числе при ликвидации последствий ДТП;

− затраты государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) и других юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий;

− затраты медицинских учреждений на лечение потерпевших;

− потери предприятий, сотрудники которых стали жертвами ДТП ;

− затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии);

− выплаты страховых компаний.

К косвенным потерям относятся:

− вследствие временного или полного выбытия человека, как члена общества, из сферы материального производства;

− вследствие временного нарушения производственных связей на предприятии (организации);

− потери рабочего времени родственников потерпевших;

− моральные потери потерпевших;

− стоимость простоя, перепробега автотранспорта, не участвовавшего в ДТП;

− потери пассажиров общественного транспорта, не участвовавшего в ДТП.

Элементы прямых и косвенных потерь определяют полную оценку ущерба от ДТП.

Величина социально-экономического ущерба от ДТП включает ущербы в результате следующих событий:

− гибели и ранения людей;

− повреждения транспортных средств;

Оценки стоимости человеческой жизни имеют большое экономическое значение, не говоря о большом общественном интересе к этой теме. Центр стратегических исследований (ЦСИ) РОСГОССТРАХа проводит социологические исследования «стоимости» человеческой жизни начиная с 2007 года. Стоимость человеческой жизни в России в 2015 году составила 4,5 млн. рублей.

Группа страховых компаний «СОГАЗ» оценивает величину ущерба от смерти одного человека в 2 млн. рублей – 500 млн. рублей. Группа «Ингосстрах»: по факту смерти выплачивается 100% страховой суммы (до 30 млн. рублей). ОСАО «РЕСО-Гарантия»: смерть в результате ДТП оценивается в 1,5 млн. рублей.

Ущерб в результате гибели и ранения людей следует классифицировать по следующему принципу:

− смертельный исход (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, ритуальные расходы, потери общества от гибели человека и др.);

− инвалидность (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности, среднемесячная пенсия по инвалидности в год и др.);

− тяжелое ранение (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности и др.);

− легкое ранение (стоимость доставки в больницу, расходы больницы, оплата временной нетрудоспособности, потери общества за время лечения в больнице и временной нетрудоспособности и др.).

При этом расчеты по происшествиям с участием детей необходимо вести отдельно. В случае гибели ребенка учитываются: затраты на обучение (школа, средние специальные и высшие учебные заведения); заработная плата родителей, необходимая для того, чтобы вырастить ребенка до трудоспособного возраста и др.

Таблица — Методика расчета потерь с учетом половозрастной структуры погибших и раненых.

Прямые потериУпущенные выгоды
Смертельный исход(общее число погибших в результате ДТП) х (компенсационные выплаты по потере кормильца + расходы на ритуальные услуги в среднем в регионе)(число погибших м/ж в результате ДТП) х (число потерянных человеко-лет до средней продолжительности жизни м/ж в регионе) х (средний душевой доход в регионе)
Инвалидизация(общее число инвалидов в результате ДТП) × (средние расходы на медицинские услуги в зависимости от группы инвалидности + пособия по инвалидности × количество человеко- лет по группам инвалидов до средней продолжительности жизни м/ж в регионе )(число потерянных человеко-лет по группам инвалидов до средней продолжительности жизни м/ж в регионе) × (количество лиц, получивших инвалидность) × (весовой коэффициент нетрудоспособности для разных групп инвалидов) × (средний душевой доход в регионе)
Травматизм(общее число получивших травму в результате ДТП) × (средние расходы на медицинские услуги в зависимости от категории травм)(средний период восстановления для травм разной степени тяжести) × (количество лиц, получивших травму данного вида) × (средний душевой доход в регионе)

Экономическая оценка ущерба от ДТП, учитывающая все возможные потери позволит:

1) органам власти Российской Федерации объективно оценить масштабы проблемы, а также принимать эффективные управленческие решения в сфере безопасности дорожного движения;

2) владельцам (или их родственникам) ТС получить все страховые выплаты по возмещению ущерба от ДТП и своевременно обратиться в суд в случае дополнительных потерь;

3) участникам дорожного движения избежать возможные нарушения Правил дорожного движения, учитывая материальные и моральные потери;

4) автотранспортным предприятиям своевременно и в полном объеме учитывать потери от ДТП, произошедших с ТС;

5) страховым компаниям и другим специализированным структурам придерживаться общих, понятных всем, правил, определяющих ущерб от ДТП.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector