Eurosar.ru

Авто журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Клапан двигателя

RedTaz › Блог › Внимание — клапан двигателя!

Подготавливая к сборке головку блока цилиндров, дело дошло до клапанов. Имелись облегчённые клапаны фирмы AE, применяемые в двигателях автомобилей Audi, Seat и Volkswagen. Диаметр тарелки впускного клапана 32 мм., выпускного 27 мм., диаметр ножки 7 мм., более подробные параметры доступны в описании товара на сайте автозапчастей exist.ru.
Каталожные номера:
впускной клапан — V94110.
выпускной клапан — V94111.
Соответствующий каталожный номер нанесен на конец стержня каждого клапана.

В топку рукожопый комплект клапанов! К слову скажу, с mata-S больше не имею никаких дел! И вам не советую! Гнилая контора на самом деле, каждый второй заказ был проблемным — с возвратами и долгими ожиданиями замены!
После пережитого «клапанного» шока, шерстя просторы интернета, и всевозможные интернет-магазины по продаже тюнинговых запчастей, вырисовывается следующая картина:

Цена на данные клапаны (облегченные), составляет от 5500 руб. до 10500 руб. за комплект. Ни один магазин, не смог гарантировать мне качество доработки. У всех какой то неизвестный поставщик, который привозит готовые доработанные клапаны, а продавцы просто их продают. Я догадываюсь кто этот поставщик — дядя Вася. Понимая, что имею возможность сделать себе клапаны как я хочу — обращаюсь к своему коллеге-токарю, который работает на токарном станке с ЧПУ. Как я и ожидал, он не отказал, но предостерег меня тем, что возможно клапаны имеют поверхностное упрочнение и, что при облегчении, этот поверхностный слой снимается резцом. Почитав немного информации про технологию изготовления клапанов ДВС, становится понятным, что клапаны изготавливаются методом штамповки и в дальнейшем подвергаются объемной закалке. Дополнительно, поверхностно закаляется лишь конец клапана (замок сухаря) преимущественно методом ТВЧ (токами высокой частоты). Теперь сомнений не стало, облегчение клапанов кардинальным образом не изменяет их прочностные характеристики, если конечно не уменьшать их массу в два раза! В общем всё просто — чем больше снимаем металла с клапана, тем менее прочным он становится!
Для полной уверенности ломаю клапан с трещиной, зажатый в тиски, ударом молотка по тарелке.

Возвращаясь к дефекту клапана, можно с большой долей вероятности сказать, что скорее всего он был изготовлен изначально с дефектом. Клапан выдержал проточку резцом, при его облегчении, и один удар молотком по тарелке, т.к. сломался клапан лишь со второго удара. Но, сколько бы он продержался в работающем двигателе, сказать уже невозможно — думаю недолго, а вот цена ремонта мотора, после его поломки, могла оказаться бы в разы дороже, чем цена нового комплекта клапанов!
Поэтому, контролировать детали двигателя перед сборкой нужно тщательно и не торопясь! Ведь даже дорогие импортные комплектующие могут оказаться бракованными!

Клапана двигателя.

Клапана двигателя в процессе работы двигателя подвергаются трению и в результате приходят в негодность, а установленные зазоры изменяются. Тепловой зазор клапанов имеет немаловажное значение в клапанном механизме. Чтобы двигатель нормально функционировал, необходимо соблюдать время открытия и закрытия клапанов, и сохранять герметичность клапана в закрытом состоянии.

Пока температура двигателя не достигла нужных параметров, между торцом и коромыслом, или толкателем и распределительным валом должен соблюдаться зазор, который был определён заводом. Он установлен на основании температурного расширения металла. Смысл этого расширения в том, что при нагревании двигателя до рабочей температуры многие составные части газораспределительного механизма нагреваются и, следуя законам физики, изменяются в размере и в форме. Тепловые зазоры, рекомендуемые для различных двигателей, будут отличаться по значениям, так как тепловое расширение различных металлов неодинаково, а также форма и размеры деталей различны.

Зазоры между клапанами двигателя.

Отличие теплового зазора впускного и выпускного клапана двигателя объясняется различной температурной загруженностью и тем, что клапаны изготовлены из металлов, имеющих различные свойства.

При правильно установленных зазорах, после прогревания размеры клапанов уменьшаются до минимума, в результате этого достигается своевременное регулирование фаз газораспределения и длительный срок эксплуатации деталей. Если обратить внимание на работу непрогретого двигателя, то слышен повышенный шум. Поэтому для предотвращения ударных нагрузок на торец клапана, важно не допускать прогревание двигателя на больших оборотах.

В процессе работы постепенно происходит расклёпывание клапанов и седла, углубление посадки клапана в седле, в результате чего тепловой зазор уменьшается. Более детальную информацию о седле клапана можно найти в статье, размещённой на сайте.

Уменьшение зазора происходит в результате изнашивания кулачков распределительного вала, коромысла, плоскости толкателей и торцов клапана двигателя. По причине нарушения фаз газораспределения уменьшается мощность двигателя. Возрастает износ большого количества сопутствующих деталей. В итоге начинается цепная реакция, целые детали выходят из строя, как результат, изнашивание связанных с ними других деталей.

В случае отклонения теплового зазора в сторону увеличения, происходит постоянная ударная нагрузка на клапаны двигателя, что снижает их срок службы. Торец скалывается, это приводит к постепенному увеличению зазора, повышается шумность. Наполняемость цилиндров топливовоздушной смесью и эффективность сгорания снижается, из-за этого происходит нарушение фаз газораспределения, в результате уменьшается мощность.

При меньшем тепловом зазоре, нарушается герметичность камеры сгорания, так как клапаны не закрывают её должным образом. Это приводит к уменьшению компрессии, в момент такта сжатия, некоторый объём поступившей топливовоздушной смеси выбрасывается сквозь щели между клапаном и седлом. На рабочем ходу раскалённые отработанные газы также выбрасываются и приводят к тому, что клапаны прогорают. Из-за того, что тарелки клапанов не соприкасаются с сёдлами, происходит нарушение процесса теплоотдачи, в результате клапан двигателя нагревается до температур, при которых возрастает износ (окисление, коррозия), вероятность заклинивания в направляющей втулке или доведение её до более скорого износа, обрыв тарелки, увеличение нагрузки на ремень ГРМ.

  • Впускные клапаны в основном охлаждаются свежей поступающей топливовоздушной смесью и обладают лучшим уровнем охлаждения.
  • Выпускные основную составляющую тепла переносят на седло клапана. Если тепловой зазор отсутствует (происходит зависание или зажатие), высокая температура приводит к разрушению клапана и направляющей втулки.

Регулировка клапанов двигателя.

Необходимость регулировки определяют в первую очередь по графику ТО и ТР, установленного производителем. Эта информация содержится в мануалах по данному автомобилю, двигателю. Возникает необходимость регулировки и в случае внепланового ремонта и при другом удобном случае.

Тепловой зазор нужно проконтролировать в случае обнаружения следующих нарушений: уменьшение мощности, наличие постороннего шума (шелест, звон), низкая компрессия, увеличение расхода топлива или масла, прострелы в глушитель или впускной коллектор, по сигналу Сheck богатая бедная смесь, отклонение в состоянии свечей зажигания. И один из указанных симптомов, и совокупность нескольких, может указывать на неполадки в работе газораспределительного механизма или других узлов.

Самостоятельная регулировка теплового зазора клапанов двигателя.

Чтобы подготовиться к работе, следует определить тип клапанного механизма, выяснить какие инструменты или приспособления понадобятся, возможно, потребуются запасные части,

Вид подходящего инструмента зависит от того, какой непосредственно клапанный механизм придётся разбирать. Наиболее важным будет набор щупов, ведь им будет проводиться замер. Также могут понадобиться специальные плашки в форме шестигранников или звёздочек, различные отвёртки и головки, чтобы открутить и снять крышку, добраться до механизма газораспределения. В некоторых двигателях можно снять впускной коллектор, дроссельную заслонку, интеркуллер. После их демонтажа нередко портятся уплотнительные прокладки и возникает необходимость их замены. Поэтому, лучше изучить инструкцию по конкретной модели, ведь в интернете не составит труда её найти.

Заранее подготовьте запасные части. Ведь когда придётся собирать всё в первоначальное состояние, могут понадобиться и прокладки, и герметик, и уплотнительные резинки. Участки для нанесения герметика обязательно обезжириваем. Разумеется, лучше всего для этого подходит ацетон. Аккуратно удаляйте старые прокладки, не повредите поверхность. Оптимально использовать с этой целью средство для удаления прокладок: и время сэкономит, и терпение. Конечно же, прежде чем купить, ознакомьтесь с инструкцией на баллончике.

Двигатель, на котором планируется проводить регулирование, должен быть холодным, 20°- 30°С. Начинается процесс с выставления распределительных валов по метками положения верхней мёртвой точки поршня в такте сжатия. В этом случае на проверяемых цилиндрах клапаны будут полностью закрыты и щупом, который располагают между колпачком и толкателем определяют замер. В другой ситуации щуп располагают между коромыслом и торцом клапана двигателя. Затем следует зафиксировать на бумаге все показания, для удобства можно нарисовать головку и клапаны, подписав под каждым из них соответствующее значение. Так будет проще представить картину в целом, оценить общее состояние и при необходимости рассчитать регулировочные шайбы (если они применены). Когда замер выполнен, можно приступать к регулировке: подкручивать винты или заменять шайбы.

Выпускной клапан

Выпускной клапан — элемент газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания. Обеспечивает выпуск отработавших газов из камеры сгорания.

Камера сгорания должна быть герметичной в момент, когда в ней вспыхивает топливо. После того как энергия вспышки израсходована, из камеры необходимо удалить отработавшие газы, заполнить ее воздухом и бензином, и подготовить к новой вспышке. Для удаления выхлопных газов в головке блока цилиндров установлены тарельчатые клапана, обеспечивающие надежную герметизацию камеры сгорания в момент, когда они закрыты.

Конструкция выпускного клапана

Выпускные клапаны расположены в головке блока цилиндров. Впуск топливо-воздушной смеси в цилиндр происходит при условии разрежения в камере сгорания, а выпуск – в условиях повышеного давления. Это значит, что после сгорания газы стремятся просочиться наружу, и для их выпуска достаточно открыть клапан. Поэтому, кстати, выпускные клапана всегда меньше, чем впускные — всасывающая сила разрежения уступает силе давления, выталкивающей газы наружу.

Клапанный механизм требует точной регулировки. Если клапан закрывается слишком рано, недогоревшие газы очень быстро сожгут его

Для надежной герметизации камеры сгорания во всех современных двигателях используются тарельчатые клапаны. Преимуществ у такой конструкции несколько. Клапан, состоящий из тарелки, и стержня, прост и надежен, как гвоздь. Переход от фаски к стержню выполнен плавно, что придает клапану необходимую прочность. Кроме того, коническая форма перехода способствует уменьшению сопротивления газов и улучшению герметизации.

Принцип работы выпускного клапана

Выпускной клапан открывается от усилия кулачка распределительного вала. Возвратно-поступательные движения шток клапан совершает во втулке, запрессованной в головку блока цилиндров.

В головке же находится и седло клапана. По сути, это углубление, чья форма соответствует форме верхней части тарелки. Седло и тарелка с высокой точностью притираются друг к другу. Это исключает прорыв газов из камеры сгорания в момент, когда клапана закрыты.

При появлении первой трещины на тарелке процесс разрушения приобретает характер цепной реакции. Чем больше трещина, тем больше перегрев от прорывающихся наружу струй несгоревшего топлива

Верхняя часть стержня выпускного клапана имеет выточку. В нее устанавливаются «сухари» – разрезанное на две половины коническое кольцо. С их помощью тарелка пружины держится на клапане. Пружина создает усилие, необходимое для возврата клапана в закрытое положение.

Отдельные автомобильные двигатели имеют специальный механизм для принудительного проворачивания клапана. Таким образом обеспечивается равномерный износ детали.

Выпуск отработанных газов происходит в тот момент, когда поршень цилиндра движется от нижней мертвой точки к верхней. Выпускной клапан ДВС работает в условиях повышенной нагрузки. Нагрев головки клапана во время работы двигателя может достигать 800 градусов.

Характерные поломки выпускных клапанов

Агрессивные отработанные газы вызывают коррозию выпускных клапанов. Продукты неполного сгорания топлива приводят к прогоранию.

После определенного периода работы тарелка выпускного клапана и седло в головке блока покрываются нагаром.

Высокая температура накаляет нагар. Происходит выжигание опорной поверхности выпускного клапана. Это влечет за собой потерю герметичности. Появляются нарушения в работе двигателя: падает мощность, затрудняется запуск двигателя. В образовавшиеся щели устремляется под давлением струя горячих неотработанных газов. Это еще сильнее нагревает головку клапана. Как результат – деформация головки и разрушение клапана. При разрушении клапана работа цилиндра фактически прекращается.

Способы защиты от перегрева

Чтобы противостоять эрозии от перегрева выпускные клапаны изготавливаются из жаростойкой стали (хромникельвольфраммолибденовая сталь).

При замене разрушенного клапана притирка к седлу — абсолютно обязательна. Если клапан не притереть, его придется менять снова, и очень скоро

Основа сплава, из которого производятся выпускные клапана — никель. Этот металл повышает сопротивляемость клапана к механическому износу. Поскольку выпускной клапан подвергается большей термической нагрузке, чем впускной, он имеет другую структуру. Стержень выпускного клапана делается полым. Внутренняя полость заполняется металлическим натрием. Это необходимо для улучшения теплообмена.

Современные технологии дают возможность дополнительно защитить выпускные клапаны от агрессивного воздействия.

Самый универсальный способ — плазменно-порошковая наплавка. Кроме этого, существуют методы лазерного легирования и наплавки токами высокой частоты. Эти методы защиты увеличивают стоимость детали, но существенно продлевают срок ее службы.

Как работают клапаны двигателя

Клапан, который пропускает в цилиндр смесь воздуха и топлива, называется впускным. Клапан, через который отработанные газы покидают двигатель, называется выпускным. Для эффективной работы двигателя при любой скорости эти клапаны должны открываться в определенные моменты.

За этот процесс отвечают грушевидные детали (кулачки), которые крепятся к распределительному валу, вращающемуся под действием цепи, ремня или набора шестерен.

Распределительный вал может находиться в верхней части блока. В этом случае над каждым кулачком вала располагаются небольшие металлические цилиндры (толкатели). Когда конец толкателя упирается в коромысло, кулачок воздействует на ножку клапана, который удерживается в поднятом (закрытом) состоянии с помощью сильной пружины.

Двигатель с верхним расположением распределительного вала

В подобной конструкции вал, расположенный в верхней части двигателя, работает под управлением ремня с внутренними зубьями, и контуры кулачков напрямую взаимодействует с толкателями, расположенными над клапанами.

Когда толкатель давит на кулачок, он задействует коромысло, которое ослабляет пружину и открывает клапан. При дальнейшем вращении контура пружина возвращается в первоначальное положение, и клапан закрывается. Такая конструкция характерна для двигателя с верхним расположением клапанов в головке цилиндра.

В некоторых двигателях отсутствуют толкатели, и клапаны открываются и закрываются с помощью двойных или одинарных распределительных валов.

Такая конструкция носит название двигателя с одним распределительным валом и клапанами в головке. В ней меньше подвижных частей, поэтому она является более мощной и может работать на высоких скоростях. В любом случае, между деталями присутствует зазор, чтобы клапан мог свободно закрываться и открываться, когда те расширяются при нагревании.

Зазоры между ножкой клапана и коромыслом или кулачком необходимы для нормальной работы системы, а их отсутствие может вызвать серьезные повреждения составных частей.

При слишком большом зазоре клапаны будут открываться слишком рано, а закрываться слишком поздно, что снизит мощность двигателя и увеличит уровень производимого им шума.

При малом зазоре клапаны не будут нормально закрываться, что приведет к ослаблению компрессии.

В некоторых двигателях зазоры регулируются автоматически под давлением смазочной жидкости.

Распределительный вал с толкателями

При конструкции, согласно которой распределительный вал находится в блоке цилиндров, длинные штанги толкателей воздействуют на коромысла, открывающие клапаны. Двигатели с верхним расположением клапанов в головке цилиндра считаются менее эффективными, чем двигатели с одним распределительным валом и клапанами в головке, т.к. большое количество подвижных частей ограничивает скорость, при которой двигатель может безопасно работать.

В двигателе с верхним расположением распределительного вала и штангами коленчатый вал находится в головке цилиндров.

При вращении вала каждый клапан открывается с помощью толкателя, штанги и коромысла. Клапан удерживается в закрытом состоянии пружиной.

Количество зубьев на звездочке ведущей цепи в два раза превышает количество зубьев на шестерне распределительного вала, поэтому вал вращается в два раза медленнее, чем двигатель.

Двигатель с одним распределительным валом и клапанами в головке

В некоторых моделях кулачки напрямую воздействуют на короткие рычаги, именуемые пальцами.

Двигатель с одним распределительным валом и клапанами в головке содержит меньше деталей для управления клапанами. Кулачки напрямую взаимодействуют с толкателями или короткими рычагами (пальцами), которые, в свою очередь, открывают и закрывают клапаны.

Такая система обладает меньшим весом и технической сложностью, т.к. в ней отсутствуют штанги толкателей и коромысла.

Для управления распределительным валом с помощью звездочки на коленчатом вале часто используется длинная цепь, которая иногда провисает. Эта проблема решается добавлением промежуточных звездочек и нескольких коротких цепей с большим натяжением.

Кроме того, могут быть использованы нерастягиваемые резиновые маслоупорные ремни с зубьями, которые цепляются к звездочкам на распределительном и коленчатом валах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector