Eurosar.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая сумма полученных денежных средств признается взяткой

Прокуратура Московской области

Одними из наиболее распространенных преступлений коррупционной направленности является получение и дача взятки (предусмотренные ст. 290 и ст. 291, 290.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). Давайте разберемся, как же отличить взятку от подарка.

Основной принцип дарения закреплен в гражданском законодательстве. Согласно ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, подарок — это то, что дарится безвозмездно, без встречных обязательств и передачи чего-либо со стороны одаряемого. Подарком может быть вещь, а также имущественное право (требование), либо освобождение от имущественной обязанности.

Действующим законодательством урегулировано, что дарение не допускается лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальным служащим, муниципальные должности, служащим Банка России, государственным служащим, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Не распространяется данный запрет лишь на подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, поскольку такие подарки признаются собственностью государства. Подарок не должен быть сделан в связи с должностным положением одаряемого или в связи с исполнением им служебных обязанностей.

Если дарение сопряжено с необходимостью выполнить определенные действия, связанные с исполнением должностных обязанностей, или, наоборот, бездействовать, используя при этом свое служебное положение, в интересах дарителя, то такие действия являются взяткой. Например, когда водитель транспортного средства передает сотруднику ДПС за не составление протокола об административном правонарушении денежные средства, такие действия расцениваются как дача взятки, и влекут уголовную ответственность.

Взятка всегда дается за конкретные действия (бездействия) в пользу дающего или представляемых им лиц, то есть при даче взятки отсутствует основной принцип дарения — безвозмездность. Взяткой может быть признана как определенная вещь, имущество, так и денежное вознаграждение, получение ссуды на льготных условиях, оплата отдыха, развлечений, транспортных расходов и тому подобное, то есть выгоды и услуги имущественного характера.

При этом не имеет значения, что было вначале — получение взятки или определенное действие или сначала действие, а потом взятка. Главное, чтобы до совершения действия между лицами была договоренность.

Максимальное наказание за получение взятки — штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Максимальное наказание за дачу взятки — штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Уголовная ответственность за получение и дачу взятки

для государственных гражданских служащих управы района Братеево города Москвы

по вопросам уголовной ответственности за получение и дачу взятки

Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций (например, Конвенция против коррупции), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др.

В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.

Взяточничество — преступление, за совершение которого наступает уголовная ответственность и наказание.

Ко взяточничеству относятся такие составы преступлений, как получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Нормы ст. 290 и 291 УК РФ неоднократно подвергались изменениям и дополнениям. Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ ст. 290 УК РФ была изложена в новой редакции, согласно которой теперь наказуемо получение взятки не только должностным лицом, но и иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации. Таким образом, законодателем учтены признаки субъекта данного преступления, а также размеры взятки. Аналогичные поправки были внесены указанным Законом в ст. 291 УК РФ.

Кроме того, тем же Федеральным законом УК РФ дополнен ст. 291.1, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве, которое определяется как непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Наказуемым также признается посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо с использованием своего служебного положения, в соучастии, в крупном или особо крупном размере, а также обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Введение законодателем ст. 291.1 УК РФ значительно усилило уголовную ответственность за взяточничество, а лица, способствующие даче или получению взятки, преследуются ныне не за соучастие, а за совершение конкретных преступных действий.

Взяточничество относится к преступлениям корыстной мотивации, имеющим, как правило, имущественный характер.

Согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ к предмету взятки отнесены деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание должностному лицу услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав.

В статье 290 УК РФ установлена ответственность за получение взятки: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), в) за общее покровительство или попустительство по службе, г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Под вымогательством взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

В случае, если должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, квалифицируются как покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 или статьей 291.1 УК РФ.

Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное квалифицируется как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве.

Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

Как показывает анализ судебной практики по уголовным делам о взяточничестве, в качестве предмета взятки преимущественно выступают деньги (валюта) в крупном и особо крупном размере. При этом предмет взятки передается должностным лицам за совершение незаконных действий при исполнении ими служебной деятельности.

Так, Московским городским судом 27 декабря 2007 г. осуждены Ш. по ч. 4 ст. 290 УК РФ, а Г. по ч. 5 ст. 33, п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ к пяти и трем годам лишения свободы соответственно. Ш. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, выполняющим функции представителя власти в государственной организации, получил взятку в крупном размере, а Г. — в пособничестве в получении взятки.Ш. с 26 сентября 2005 г., занимая должность судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Северо-Восточному административному округу Государственного управления Федеральной службы судебных приставов России по г. Москве и являясь должностным лицом, при исполнении решения Мещанского районного суда г. Москвы о взыскании с Е. в пользу ОАО АКБ «Банк Москвы» денежных средств на основании исполнительного листа возбудил исполнительное производство. Одновременно с этим Ш. на основании письменного обращения взыскателя вынес постановление о наложении ареста на принадлежащую Е. автомашину, являющуюся предметом залога по кредитному договору. В целях получения взятки Ш. в рамках возложенных на него служебных полномочий при совершении исполнительных действий по обеспечению указанного судебного решения не принял необходимых мер для установления места нахождения автомашины и стал склонять Е. и его представителей к передаче ему взятки за неисполнение решения суда в рамках исполнительного производства. Ш. составил не соответствующий действительности акт об отсутствии у Е. имущества, подлежащего взысканию, в том числе автомашины, а также заведомо незаконный акт описи находящегося в квартире имущества, подлежащего аресту. Склоняя Е. к передаче взятки в размере 20% от цены иска в сумме 59 209 долл. США, Ш. получил от представителя Е. в счет требуемой суммы взятки 500 долл. США. Затем Ш. при участии Г. неоднократно склонял Е. к передаче оставшейся суммы взятки, и позже получил еще 19 тыс. руб. После этого Ш., а также Г., оказавший ему содействие в получении взятки в крупном размере, выдвинул окончательное условие о передаче оставшейся суммы, и 13 февраля 2007 г. Ш. лично получил от представителя Е. оставшуюся сумму взятки в размере 11 тыс. долл. США, эквивалентных 289 755 руб. по курсу Банка России, после чего был задержан сотрудниками милиции.

Обобщение судебной практики по уголовным делам о взяточничестве свидетельствует о том, что, как правило, такие преступления связаны со злоупотреблениями должностными полномочиями и выражаются в совершении незаконных действий по службе с корыстной целью получения наживы.

Так, по приговору Московского городского суда 10 апреля 2007 г. Б. осужден по п. «в», «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ. Он признан виновным в том, что, занимая должность начальника отдела экологического контроля Юго-Восточного административного округа Управления правового обеспечения и координации инспекторского экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и являясь заместителем главного государственного инспектора по охране природы г. Москвы, т.е. должностным лицом, выполняющим надзорно-контрольные функции в государственном учреждении, в январе 2007 г. получил сопряженную с вымогательством взятку в крупном размере — в сумме 10 тыс. долл. США, или по курсу Банка России 263 311 руб., от И., действовавшей в интересах индивидуального предпринимателя Е., за согласование отвода земельного участка для обустройства открытой автомобильной стоянки.

Также обращаем внимание на то, что помимо понятия «взятка» в действующем российском законодательстве используется такое понятие как «незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Какая минимальная сумма считается взяткой в России?

Взятка в значительном, крупном и особо крупном размере — это сколько

Ответственность по ст. 290 и 291 УК РФ (получение и дача взятки соответственно) наступает за прием/дачу взятки на сумму от 10 000 руб. Все, что ниже этого предела, квалифицируется как мелкое взяточничество по ст. 291.2 УК РФ. О том, что такое взятка, читайте в статье Взятка должностному лицу – какая статья по УК РФ?.

Ответ на вопрос, от какой суммы взятка является совершенной в определенном размере, содержится в примечании 1 к ст. 290 УК РФ:

  • значительный размер взятки — свыше 25 000 руб.;
  • крупный — свыше 150 000 руб.;
  • особо крупный — свыше 1 000 000 руб.

Об ответственности, а также более подробно о том, сколько это — взятка в крупном размере, читайте в статье Получение взятки – каковы виды и состав преступления?.

Важно! На практике нередко возникают сложности при определении размера взятки как квалифицирующего признака в случаях, когда переданная сумма составляет пограничное значение (ровно 25 000, 150 000 или 1 000 000 руб.).

Тем не менее примечание 1 к ст. 290 УК РФ не дает повода для альтернативного толкования: взятка признается значительной, если ее размер/стоимость превышает 25 000 руб. Иными словами, взятка в размере 25 000 руб. (150 000, 1 000 000 руб.) значительной (крупной, особо крупной) считаться не может.

См., например, частное определение Октябрьского районного суда г. Иваново от 12.04.2017 № 1-44/2017 по жалобе на действия следователя, ошибочно квалифицировавшего получение взятки в размере 25 000 руб. по ч. 2 ст. 290 УК РФ.

О вопросах квалификации взятки читайте также статью, подготовленную КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете получить его бесплатно.

Мелкое взяточничество

Законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ УК РФ дополнен ст. 291.2, предусматривающей ответственность за получение или дачу взятки в размере или стоимостью до 10 000 руб. До вступления нормы в силу, то есть до 15.07.2016, такие действия при отсутствии других квалифицирующих признаков подпадали под первые части ст. 290 и 291 соответственно.

Обратите внимание! Анализ всех 3 норм показывает, что выделение мелкого взяточничества в отдельный состав есть не что иное, как гуманизация уголовного закона. В частности, в отличие от ст. 290 и 291, санкция ст. 291.2 УК РФ не предусматривает в качестве дополнительного наказания штраф, кратный сумме взятки.

Кроме того, существенно отличаются в этих статьях и размеры штрафов, установленных в качестве основного наказания:

  • ч. 1 ст. 290 УК РФ — до 1 000 000 руб.;
  • ч. 1 ст. 291 УК РФ — до 500 000 руб.;
  • ч. 1 ст. 291.2 УК РФ — до 200 000 руб.

Учитывая, что санкции основных составов ст. 290 и 291 УК РФ в связи с введением самостоятельной ответственности за мелкую взятку не корректировались, очевидно, что с июля 2016 года положение лиц, совершающих это преступление, значительно улучшено.

Взятка от какой суммы считается уголовно наказуемой в 2020 году

Существует мнение, что для привлечения к уголовной ответственности за дачу или получение взятки ее размер или стоимость ее предмета должна равняться или превышать 3 000 руб. Причина, вероятно, в неправильном толковании положений ст. 575 ГК РФ, разрешающей должностным лицам принимать обычные подарки на сумму не более 3 000 руб.

Однако такая позиция является ошибочной, так как регламентирование поведения должностных лиц не является предметом регулирования гражданского законодательства. Ст. 575 ГК РФ всего лишь устанавливает частный случай основания недействительности сделки дарения, предусмотренного ст. 169 ГК РФ (совершение сделки с противоправной целью). Тогда как передача/принятие взятки не может рассматриваться как дарение, поскольку имеет характер подкупа. Следовательно, распространять положение ст. 575 ГК РФ на правоотношения, возникающие между взяткодателем и взятколучателем, нельзя.

Таким образом, ответ на вопрос, в 2020 году взятка от какой суммы считается преступлением, однозначен: от любой. Минимального значения просто не существует — ни сегодня, ни в предыдущие годы. Это подтверждает и Пленум Верховного суда в постановлении от 09.07.2013 № 24.

Но лучшим аргументом в пользу отсутствия «взяточного минимума» является судебная практика, в арсенале которой имеется множество приговоров за взятку в сумме до 3 000 руб. (см., например, приговоры Кировского районного суда г. Махачкалы от 27.07.2016 № 1-478/2016, мирового судьи судебного участка № 371 Таганского судебного района г. Москвы от 02.03.2017 по делу № 01-0005/371/2017 и т. д.).

Законодательного минимума относительно размера взятки или стоимости ее предмета нет. Уголовная ответственность за получение или дачу взятки наступит вне зависимости от того, о какой сумме идет речь. Разница будет заключаться только в квалификации действий виновного лица и, как следствие, степени тяжести последствий, то есть наказания.

Какая минимальная сумма считается взяткой в России?

Взятка в значительном, крупном и особо крупном размере — это сколько

Ответственность по ст. 290 и 291 УК РФ (получение и дача взятки соответственно) наступает за прием/дачу взятки на сумму от 10 000 руб. Все, что ниже этого предела, квалифицируется как мелкое взяточничество по ст. 291.2 УК РФ. О том, что такое взятка, читайте в статье Взятка должностному лицу – какая статья по УК РФ?.

Ответ на вопрос, от какой суммы взятка является совершенной в определенном размере, содержится в примечании 1 к ст. 290 УК РФ:

  • значительный размер взятки — свыше 25 000 руб.;
  • крупный — свыше 150 000 руб.;
  • особо крупный — свыше 1 000 000 руб.

Об ответственности, а также более подробно о том, сколько это — взятка в крупном размере, читайте в статье Получение взятки – каковы виды и состав преступления?.

Важно! На практике нередко возникают сложности при определении размера взятки как квалифицирующего признака в случаях, когда переданная сумма составляет пограничное значение (ровно 25 000, 150 000 или 1 000 000 руб.).

Тем не менее примечание 1 к ст. 290 УК РФ не дает повода для альтернативного толкования: взятка признается значительной, если ее размер/стоимость превышает 25 000 руб. Иными словами, взятка в размере 25 000 руб. (150 000, 1 000 000 руб.) значительной (крупной, особо крупной) считаться не может.

См., например, частное определение Октябрьского районного суда г. Иваново от 12.04.2017 № 1-44/2017 по жалобе на действия следователя, ошибочно квалифицировавшего получение взятки в размере 25 000 руб. по ч. 2 ст. 290 УК РФ.

О вопросах квалификации взятки читайте также статью, подготовленную КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете получить его бесплатно.

Мелкое взяточничество

Законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ УК РФ дополнен ст. 291.2, предусматривающей ответственность за получение или дачу взятки в размере или стоимостью до 10 000 руб. До вступления нормы в силу, то есть до 15.07.2016, такие действия при отсутствии других квалифицирующих признаков подпадали под первые части ст. 290 и 291 соответственно.

Обратите внимание! Анализ всех 3 норм показывает, что выделение мелкого взяточничества в отдельный состав есть не что иное, как гуманизация уголовного закона. В частности, в отличие от ст. 290 и 291, санкция ст. 291.2 УК РФ не предусматривает в качестве дополнительного наказания штраф, кратный сумме взятки.

Кроме того, существенно отличаются в этих статьях и размеры штрафов, установленных в качестве основного наказания:

  • ч. 1 ст. 290 УК РФ — до 1 000 000 руб.;
  • ч. 1 ст. 291 УК РФ — до 500 000 руб.;
  • ч. 1 ст. 291.2 УК РФ — до 200 000 руб.

Учитывая, что санкции основных составов ст. 290 и 291 УК РФ в связи с введением самостоятельной ответственности за мелкую взятку не корректировались, очевидно, что с июля 2016 года положение лиц, совершающих это преступление, значительно улучшено.

Взятка от какой суммы считается уголовно наказуемой в 2020 году

Существует мнение, что для привлечения к уголовной ответственности за дачу или получение взятки ее размер или стоимость ее предмета должна равняться или превышать 3 000 руб. Причина, вероятно, в неправильном толковании положений ст. 575 ГК РФ, разрешающей должностным лицам принимать обычные подарки на сумму не более 3 000 руб.

Однако такая позиция является ошибочной, так как регламентирование поведения должностных лиц не является предметом регулирования гражданского законодательства. Ст. 575 ГК РФ всего лишь устанавливает частный случай основания недействительности сделки дарения, предусмотренного ст. 169 ГК РФ (совершение сделки с противоправной целью). Тогда как передача/принятие взятки не может рассматриваться как дарение, поскольку имеет характер подкупа. Следовательно, распространять положение ст. 575 ГК РФ на правоотношения, возникающие между взяткодателем и взятколучателем, нельзя.

Таким образом, ответ на вопрос, в 2020 году взятка от какой суммы считается преступлением, однозначен: от любой. Минимального значения просто не существует — ни сегодня, ни в предыдущие годы. Это подтверждает и Пленум Верховного суда в постановлении от 09.07.2013 № 24.

Но лучшим аргументом в пользу отсутствия «взяточного минимума» является судебная практика, в арсенале которой имеется множество приговоров за взятку в сумме до 3 000 руб. (см., например, приговоры Кировского районного суда г. Махачкалы от 27.07.2016 № 1-478/2016, мирового судьи судебного участка № 371 Таганского судебного района г. Москвы от 02.03.2017 по делу № 01-0005/371/2017 и т. д.).

Законодательного минимума относительно размера взятки или стоимости ее предмета нет. Уголовная ответственность за получение или дачу взятки наступит вне зависимости от того, о какой сумме идет речь. Разница будет заключаться только в квалификации действий виновного лица и, как следствие, степени тяжести последствий, то есть наказания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector