Eurosar.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как влияет вязкость масла на работу двигателя

Что такое вязкость моторного масла: на что влияет

Моторное масло является важным элементом, который активно используется в двигателе внутреннего сгорания. Как известно, смазывающий материал выполняет защитную функцию, отводит избытки тепла, удаляет загрязнения и продукты износа и т.д. При этом современный рынок предлагает большое количество моторных масел, которые имеют различные маркировки и обозначения (например, SAE 5W40, 10W40 и т.д.)

При этом важно заливать в двигатель такую смазку, которая соответствует рекомендациям и допускам самого производителя силового агрегата. Если отдельно рассматривать любое моторное масло, SAE является важнейшим показателем, так как определяет вязкость масла для двигателя. Далее мы рассмотрим, что такое вязкость масла, на что она влияет, почему важно подбирать подходящее масло по вязкости, а также где отображена точная вязкость масла, таблица вязкости и т.д.

Вязкость моторных масел

Сразу отметим, что именно вязкость масел напрямую влияет на работоспособность ДВС, его ресурс, отдачу и т.д. Также от вязкости будет зависеть возможность эксплуатации двигателя в различных условиях. По этой причине, подбирая в двигатель масло, вязкость является основным определяющим фактором.

Если иначе, вязкость представляет собой основной показатель качества, который является общим для всех моторных масел, смазок для КПП и т.д. Фактически, такой показатель определяет густоту масла, которая может сильно меняться в зависимости от температуры. При этом предельно важно, чтобы масло имело способность надежно защищать детали в максимально широком температурном диапазоне.

  • Идем далее. Необходимо знать, что вязкость масел моторных определяется по системе классификации SAE. Маркировка масла в обязательном порядке содержит такое обозначение. Если коротко, еще в начале XX века была основано «Сообщество автомобильных инженеров» (англ. Society of Automotive Engineers или сокращенно SAE). Данная организация создала первую систему, которая позволила классифицировать масла по вязкости.

Так вот, сегодня выбор моторного масла, масла для трансмиссии и т.д. напрямую зависит от его класса вязкости и класса эксплуатации. Что касается масел для двигателя, класс вязкости определяют требования стандарта SAE J300.

С учетом того, что двигатели постоянно совершенствуются, увеличивается их КПД, двигателестроение в целом претерпевает существенные изменения, на смазочные материалы ложатся все большие нагрузки. По этой причине требования к ним также ужесточаются.

Чтобы было легче подобрать подходящую смазку для бензинового или дизельного двигателя с учетом требований производителя и условий эксплуатаций, дополнительно появились отдельные системы классификации, которые делят моторные масла по категориям. Самое широкое распространение получили классификации API, ILSAC, а также ACEA.

  • При этом спецификация SAE на сегодняшний день остается основной системой классификации моторных масел. Такая классификация предполагает деление на классы по вязкости, благодаря чему была сформирована таблица вязкости масла.

Указанная таблица масел включает в себя маловязкие зимние масла, летние масла, а также всесезонные. Зимние масла с литерой W (от англ. winter, зима), отличаются сниженной вязкостью и подходят для эксплуатации при низких температурах (SAE 0W, 5W и т.д.). Использование таких продуктов позволяет с легкостью запускать двигатель в морозы, смазка остается текучей на сильном холоде и т.д.

Результат — холодный запуск облегчается, масло покачивается по системе смазки, детали хорошо защищены. Однако, после выхода на рабочие температуры (полный прогрев мотора), маловязкие масла проигрывают более вязким по прочности и толщине масляной пленки на деталях.

При этом слишком вязкое масло при отрицательных температурах становится слишком густым, завести холодный двигатель зимой сложно. Еще сразу после запуска детали сильно изнашиваются, так как вязкая смазка не прокачивается по системе, может возникнуть масляное голодание.

  • С учетом всех преимуществ и недостатков данных групп смазочных материалов, были созданы так называемые всесезонные масла, которые подходят для круглогодичного использования. Более того, сегодня также представлены универсальные масла, которые можно лить как в бензиновый, так и дизельный двигатель. Такие масла обозначены комбинацией обозначений зимнего и летнего ряда (например, 5W-30, 5W40, 10W40 и т.д.).

Основная задача всесезонного масла сводится к тому, чтобы значения низкотемпературных показателей динамической вязкости, а также рабочих показателей кинематической вязкости при нагреве до 100 градусов Цельсия укладывались в определенные рамки, соответствующие отдельно зимним и отдельно летним маслам.

Если иначе, отдельно учитывается динамическая вязкость, кинематическая вязкость, скорость сдвига, проворачиваемость, прокачиваемость масла и целый ряд других показателей и характеристик. При этом таблица вязкости масел позволяет быстро подобрать оптимальный продукт с учетом конкретных условий, целей и задач.

Как вязкость масла влияет на его срок службы

Отметим, что кроме прямой зависимости вязкости от температур, от данного показателя еще зависит ресурс смазки. В свою очередь, это влияет на периодичность замены.

Если коротко, нужную вязкость маслу способны обеспечить так называемые вязкостные присадки в его составе, которые вводятся в масляную основу. Так вот, эти присадки — синтетические цепочки, которые с двух сторон имеют разное поверхностное натяжения.

Снижение температуры приводит к тому, что цепочка стягивается в клубок, что позволяет маслу оставаться текучим на холоде. При нагреве клубок вязкостных присадок разворачивается в цепочку, позволяя получить более высокую вязкость нагретой смазки для защиты деталей силового агрегата.

В свою очередь, чем длиннее такая цепочка, тем меньшее количество раз она способна свернуться и развернуться. Получается, со временем цепочка разрушается, вязкость масла меняется и смазку нужно заменить. От этого и будет зависеть интервал замены масла. Для примера давайте сравним масла 5W30 и 5W50.

Качественное масло 5W30 вполне может выходить 10 тыс. км., так как диапазон не такой широкий и цепочки вязкостных присадок не такие длинные. Что касается масла 5W50, его нужно менять каждые 5 тыс. км, так как диапазон сильно расширен. Как видно, чем больше диапазон между зимним и летним показателем вязкости, тем меньше срок службы такого масла от замены до замены.

Полезные советы

Разобравшись с тем, что такое вязкость масла и как она определяется по SAE, следует также рассмотреть некоторые нюансы и особенности при подборе смазочного материала. Прежде всего, если раньше по вязкости можно было определить, какую основу имеет масло (минеральное, полусинтетическое или синтетическое), сегодня ситуация изменилась.

Если несколько лет назад 15W40 было минеральным маслом, 10W40 полусинтетикой, а 5W40 только синтетическим, в данный момент 15W40 вполне может быть полусинтетикой, а 10W40 синтетическим маслом.

Если рассматривать сами цифры вязкости масла, вязкость по SAE предполагает, что первая цифра это зимний параметр и указывает на минимальную температуру безопасного холодного пуска ДВС. Другими словами, чем меньшей будет первая цифра, тем ниже допускается температура, когда такое масло можно использовать. Например, масла 0W будут оставаться намного более жидкими на холоде, чем 10W.

Если просто, например, масло 5W30 никак не означает, что его можно использовать только при температурах окружающей среды от -5 до +30. Данные цифры к температуре окружающей среды не имеют отношения и являются условными. Чтобы точно понять, в каком температурном диапазоне способна работать та или иная смазка, нужно отдельно изучать таблицу масел по SAE.

Если остановиться на подборе масла по вязкости, важно отдельно изучить информацию в мануале к автомобилю. Необходимо понимать, что в конкретном двигателе можно использовать только масла определенной вязкости. Как правило, производитель допускает сразу несколько вариантов с поправкой на разные условия эксплуатации. Например, в мануале может быть указано, что в двигатель рекомендуется заливать как 5W30, так и 10W40 и т.д.

При этом мнение о том, что чем больше пробег, тем гуще масло в двигатель нужно заливать, часто является не совсем верным. Если производитель по мануалу допускает увеличение вязкости и указывает доступные варианты, тогда вполне можно к 100-150 тыс. пробега перейти, например, с 5W30 на 5W40 или на 10W40 после 200 тыс. км.

Если залить масло гуще, чем рекомендуется производителем авто, маслонасос может не прокачать более вязкое масло в нужном объеме (особенно после холодного пуска), мотор начнет работать в условиях масляного голодания и т.д. Само собой, будет ускорен износ деталей и произойдет заметное сокращение моторесурса.

Единственным случаем, когда можно намеренно использовать не рекомендованное густое масло, принято считать сильный износ мотора, который и так уже идет на «капиталку». Такое решение иногда позволяет немного отсрочить сам ремонт и сократить расход масла на долив.

Однако переход на более вязкие масла можно осуществить только после консультации с опытным мотористом, так как всегда есть риск еще сильнее повредить ДВС, что также повысит последующие затраты на ремонт. Если же двигатель исправен, тогда следует лить только такое масло по вязкости, которое рекомендовано самим производителем автомобиля.

Что в итоге

Как видно, вязкость масла является важным параметром, который влияет не только на двигатель, КПД, ресурс и работоспособность, но и на сам срок службы масла в двигателе, интервалы его замен и т.д. По этой причине при выборе следует отдельно учитывать все тонкости и нюансы, рассмотренные выше.

Часто задаваемые вопросы

Каковы основные функции моторных масел?

Моторное масло — одна из важнейших рабочих сред в двигателе внутреннего сгорания. Необходимо следить за тем, чтобы в двигателе всегда было достаточное количество масла. Основные функции масла:

Смазка

Масло сокращает трение между металлическими поверхностями до минимума. Это достигается смазочной пленкой, которая образуется при работе двигателя между поверхностями его конструктивных элементов. Эта пленка существенно снижает трение, а значит — износ и тепловыделение. Срок службы двигателя увеличивается во много раз. Масляная пленка позволяет избежать таких повреждений, как заедание поршней и повреждение подшипников, кроме того, понижается расход топлива. Важно, чтобы вязкость масла не была слишком высокой для легкого запуска двигателя. С другой стороны, масло не должно становиться слишком жидкотекучим при высоких температурах, потому что иначе может произойти разрыв масляной пленки, и необходимая смазка не будет обеспечена. Еще одной важной функцией масляной пленки между кольцами и гильзой цилиндра является тонкая герметизация камеры сгорания относительно картера двигателя.

Охлаждение

При пуске холодного двигателя проходит несколько секунд, пока поршень достигнет своей рабочей температуры. До достижения рабочей температуры всего блока двигателя проходит несколько минут в зависимости от температуры наружного воздуха, типа двигателя и режима движения. Для сохранения рабочей температуры двигателя и предотвращения перегрева его необходимо охлаждать. В первую очередь речь идет о двух наиболее известных средах охлаждения — воздухе и воде. Но и масло берет на себя большую часть охлаждения, прежде всего внутри двигателя. Поршни современных двигателей имеют каналы охлаждения, в которые масло подается через распылительные сопла. В результате этого головка поршня дополнительно охлаждается.

Защита от коррозии и отложения шламов

В результате сгорания образуются агрессивные вещества, которые нейтрализуются смазочным маслом. Остаточные продукты сгорания и инородные тела отводятся потоком масла к масляному фильтру, отфильтровываются там или осаждаются в картере масляной ванны. Для обеспечения хорошего потока масла и хорошей функции очистки важно использовать высококачественное масло, соответствующее требованиям производителя транспортного средства.

Можно ли смешивать минеральное масло с полностью синтетическим? Можно ли смешивать масло для бензиновых двигателей с маслом для дизельных двигателей?

Масла, имеющие общее назначение и соответствующие одним и тем же классификациям качества обычно можно смешивать между собой, независимо от того, являются ли они моно- или многофункциональными, минеральными или полностью синтетическими маслами. С другой стороны, не рекомендуется смешивать масла разного назначения, например, масла для дизельных и для бензиновых двигателей. Однако самый надежный способ гарантировать однородное качество — использовать один тип масла в течение всего интервала между сменами.

Какие факторы влияют на расход масла?

Кроме технического состояния двигателя, расход масла больше всего зависит от вязкости используемого масла, испаряемости базового масла, количества залитого масла и стиля вождения. Жидкое масло обычно расходуется больше, чем густое. Жидкое масло легче проникает через зазоры в камеру сгорания, а также вытекает из двигателя, если уплотнения недостаточно плотные.

Стиль вождения, пожалуй, больше всего влияет на расход масла при нормальном, исправном двигателе и использовании масла хорошего качества. При поездках на короткие расстояния уровень масла вначале может даже повыситься как результат разбавления его бензином от частой работы обогатителя. Используемое моторное масло может включать даже более 10% бензина.

Наиболее интенсивно масло расходуется при езде на полном газу с частыми торможениями двигателем. В этом случае масло нагревается, становится более жидким и при пониженном давлении, возникающем от торможения, обильно поступает через зазоры в камеру сгорания. Иногда после долгой езды по городу в масло попадает топливо, которое при более длинных поездках по трассе при более высокой рабочей температуре быстро испаряется. Это вызывает кажущийся большим расход масла. В таком случае рекомендуется проверять масло примерно через каждые 1000 км пробега по трассе, когда добавленное масло обычно остается в двигателе.

Имеют ли некоторые масла тенденцию к большему расходу, чем другие?

Жидкое масло расходуется больше, чем густое. Это закономерность, но бывают и исключения: например, при переходе с одного сорта масла на другой во время первого интервала между сменами расход масла может быть больше. Также новый, не приработанный двигатель, как правило потребляет масла больше обычного. В целом двигатель должен потреблять какое-то количество масла, но он должен достаточно смазываться уже при весьма малом расходе высококачественного моторного масла.

Почему важно менять масло?

При использовании масло постепенно теряет свои первоначальные свойства и загрязняется, снижается эффективность присадок. Достаточно частая смена масла позволяет удалять из двигателя загрязнения и улучшает смазывающие свойства продукта. Задачей присадок эффективного моторного масла является, в частности, поддержание в чистоте и предотвращение коррозии двигателя, в результате чего уменьшается износ, увеличивается срок службы двигателя. Кроме того, эффективное масло поддерживает двигатель и катализатор в хорошем техническом состоянии и сохраняет свои первоначальные смазочные свойства. Это приводит к более чистому выхлопу и меньшему расходу топлива.

Как часто следует менять моторное масло?

Масло всегда следует менять, не превышая указанный автопроизводителем километраж. Езда зимой, короткие поездки, пыльные условия и т.д. требуют еще более короткого интервала между заменами. Достаточно частая замена масла — самый дешевый способ продлить срок службы двигателя.

Каковы основные причины падения давления масла в двигателе?

Причин может быть несколько:

  • Износ или повреждение масляного насоса
  • Неисправность регулятора давления масла
  • Засорение масляных каналов или воздушного фильтра
  • Износ двигателя.
  • При переходе с одного масла на другое оно может вспениться
  • При попадании топлива в масло его вязкость понижается
  • Наличие охлаждающей жидкости в масле
  • Масло непригодно к применению, обладает низкой вязкостью.

Что означает классификация 0W-40?

Речь идет о классификации вязкости моторных масел согласно SAE, которая указывает на классы зимней вязкости и летней вязкости масла. Классификация создана на основе вязкости или густоте масла без учета каких-либо других характеристик.

Какая разница между GL-4 и GL-5?

Масла класса API GL-4 с небольшим содержанием противозадирных присадок (ЕР) обычно используются в трансмиссии автомобилей с приводом на передние колеса. Масла класса API GL-5 обычно используются в так называемых гипоидных ведущих мостах. В масле этого класса количество противозадирных присадок (ЕР) удвоено. Класс API выбирается согласно инструкциям автозавода. Использование слишком низкого класса может привести к быстрому износу деталей, а использование масла слишком высокого класса — к плохой синхронизации коробки передач с ручным переключением.

ВЯЗКОСТЬ МОТОРНОГО МАСЛА. ЧАСТЬ 1

Вязкость моторного масла — один из тех параметров, который часто создает проблемы при выборе масла. Здесь мы также сталкиваемся с множеством мнений продавцов, официалов, «гаражных» механиков и просто опытных автолюбителей. И эти мнения часто противоречат друг другу.

Что такое вязкость масла?

Главная задача масла – не допустить сухого трения движущихся деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Сделать продукт, который имел бы стабильные характеристики в широком диапазоне температур — невозможно, так как диапазон рабочих температур масла в двигателе достаточно широк.

Также температура, которую мы наблюдаем на приборной доске и которую часто называют температурой двигателя, на самом деле является температурой охлаждающей жидкости. Температура охлаждающей жидкости должна быть стабильной в прогретом двигателе и должна составлять около 90 градусов Цельсия. Температура масла при этом ощутимо «бегает» и может доходить до 250-300 градусов в зависимости от интенсивности его работы.

В итоге получаем, что для каждого отдельно двигателя производитель определяет оптимальные параметры масла. Именно эти параметры, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.

Наиболее важным из параметров масла считается его вязкость. Вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей двигателя и при этом сохранять текучесть. И именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь не постоянной величиной.

Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного масла при разных рабочих температурах. По сути, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Что означают цифры обозначения вязкости масла?

После аббревиатуры SAE мы видим, например 5W-30 (всесезонное масло, которое, как правило, все и используют). Не вдаваясь в физику и сложную терминологию (это есть ниже), расшифровать эту надпись можно так:5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя (прокачиваемость масла) возможен при температуре не ниже -35°С (от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет. Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим температуру имитации холодного пуска двигателя (CCS). Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего автомобиля.

Больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя не влияет. Так что если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40. Еще это связано с тем, что в таблице SAE J300 указаны параметры для полностью исправного двигателя. И так, второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель двигателя.

Какая вязкость масла лучше подходит для двигателя?

Часто считают, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше, и такие масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Но это не значит, что если Вы зальете в свой «обычный» мотор «спортивное» масло, то он лучше поедет. А будет все наоборот, а точнее: Ваш автомобиль потеряет мощность и ему будет необходим скорый ремонт двигателя.

Запомните! При производстве двигателей учитываются все возможные режимы работы и рекомендуются те параметры вязкости, которые для этого двигателя являются оптимальными.

Даже разница в 10 единиц высокотемпературной вязкости (как пример переход с 40 на 50), негативно сказывается на работе двигателя и как минимум (что подтверждено не одним опытом) снижает мощность и увеличивает расход топлива.

ВЯЗКОСТЬ МОТОРНОГО МАСЛА. ЧАСТЬ 2

Что хуже для двигателя, завышенная или заниженная вязкость?

И так повторимся: вязкость масла должна соответствовать требованиям автопроизводителя, не зависимо от каких либо факторов или «советов». Итак, углубляемся в этот вопрос. Самая известная большинству автолюбителей пара трения в двигателе – это «поршень-цилиндр», поэтому берем для наглядности именно эту пару трения.

Начнем разбираться: разве диаметры поршня в сборе с кольцами и внутренний диаметр цилиндра, совпадают? Нет! Для того, чтобы поршень мог сделать поступательные движения в цилиндре, его диаметр должен быть меньше, иначе трение очень быстро нагреет их и разрушает.

Разница в диаметрах это зазор, вопрос в следующий: какой это зазор, чем он заполнен и на что он влияет? По принципу работы ДВС, именно этот зазор и определяет КПД, т.к. именно через этот зазор происходит потеря силы взрыва топливной смеси в цилиндре. Таким образом — чем меньше зазор – тем больше мощность? Кроме того, как и любой другой паре трения, здесь нужна постоянная смазка. Поэтому, задача конструкторов сделать этот зазор точно соответствующим той масляной пленке, которую создает моторное масло, имеющее такое свойство, как вязкость. В этом случае мощность двигателя будет максимально возможной (при прочих равных) для его конструкции.

Именно в этом моменте могут возникать вопросы, такие как: вязкость масла – величина переменная, зависящая от температуры. Например, у стандартного масла 5W-40, при прогреве двигателя, скажем от 40 до 100°С, вязкость падает около 90 до 14 мм2/с, т.е. более, чем в 6 раз. И падает вязкость не одномоментно, а по кривой. И кривая эта у каждого масла своя. Соответственно, если температура масла ниже 40 – вязкость будет еще больше. Следовательно, вместе со значением вязкости изменяется и толщина масляной пленки.

Из выше сказанного можно сделать вывод что , когда он холодный и вязкость масла гораздо выше расчетной. Делаем вывод, если масляная пленка толще зазора, увеличивается трение, что приводит к падению мощности и повышению температуры. Именно в этом и заключается особенность автопроизводителей, которые рассчитывают зазоры именно под рабочие температуры двигателя, осознано заставляя двигатель работать под повышенными нагрузками при прогреве.

Поэтому из-за большей вязкости двигатель прогревается быстрее. И категорически не рекомендуется нагружать двигатель до полного прогрева. Бытует мнение, что один прогрев в сильные морозы отнимает порядка 300-500 километров у общего моторесурса нового двигателя.

Также нужно помнить, что со временем внутренние поверхности двигателя постепенно изнашиваются, зазоры увеличиваются, соответственно, и степень влияния повышенной вязкости холодного масла на износ уменьшается.

Вязкость масла при рабочих температурах.

Когда двигатель и масло прогрелись до рабочей температуры, начинает работать система охлаждения двигателя. Что при этом происходит, а происходит следующие, если просто, то: при повышенной нагрузке или оборотах коэффициент трения увеличивается => температура масла растет => вязкость масла падает => толщина масляной пленки уменьшается => начинает работать система охлаждения и все приходит в норму, или этот процесс замедляется. И вот, мотор работает. Но не стоит забывать, что вязкость и температура масла при этом динамически изменяются в определенных, строго рассчитанных производителем диапазонах.

Таким образом, эффективность работы двигателя зависит не от абсолютного значения вязкости при определенной температуре, а от динамики ее изменения при работе в определенном диапазоне рабочих температур и соответствия этой динамики конструкции конкретного мотора.

Так же надо помнить, что любой двигатель, точный механизм, и от работы этого механизм зависят мощность, крутящий момент, экономичность.

Разница в зазорах и рабочих температурах двигателей разных типов, их объемов и производителей естественно есть, и разница эта велика. Поэтому существуют разные допуски для масел, а также различные по температурно-вязкостным требованиям классы качества некоторых международных классификаций (как пример ACEA).

Индекс высокотемпературной вязкости по SAE присваивается исходя из значений вязкости масла при температурах 100 и 150 °С. А что же происходит между этими значениями? Кривая изменения вязкости разных масел при изменении температуры может достаточно сильно отличаться. Уже не говоря о том, что даже в указанных контрольных точках температуры, требования SAE предполагают не точные значения вязкости, а достаточно широкий их диапазон.

В итоге получаем что на разных масла вязкостью 5W-40, могут иметь разную вязкость при температуре 60, 90, или 150 °С. И именно эта динамика и другие параметры, содержатся в допусков автопроизводителей и классификациях масел. Еще раз хочу напомнить, что нельзя, делить вязкость масла на хорошую или плохую – она должна быть подходящей, т.е. соответствующей конструкции конкретного двигателя.

Вязкость масла выше нормы?

Прогреваем двигатель до рабочих температур, вязкость масла не снизилась до нужного значения. Но на нормальных оборотах и небольших нагрузках ничего критичного не будет. Возможно температура двигателя и работа охлаждающей системы приведут вязкость до допустимой нормы. Другой вопрос в том, что двигатель будет большую часть времени работать на более высокой температуре, что однозначно не способствует увеличению его моторесурса.

А если же приходиться резко увеличить обороты двигателя (обгон, подъем, манера езды), то скорость сдвига резко возрастает, а вязкость не соответствует текущей температуре, поэтому двигатель нагревается больше (и это как минимум), чтобы снизить уровень вязкости масла до допустимого значения. И в этот момент температура масла и двигателя вполне может перейти предельно допустимую безопасную норму.

В итоге: двигатель постоянно работает в режиме повышенных температур, от чего быстрее изнашиваются его детали. Рабочие температуры напрямую влияют и на ресурс самого моторного масла, оно будет быстрее окисляется и такое масло и менять нужно гораздо чаще.

И еще, при холодном запуске, более густому маслу сложнее добраться по масляным каналам ко всем узлам смазки.

Все негативные последствия сложно будет заметить, но они скорее всего дадут о себе знать не через 10 ил 20 тысяч км, а скорее через 100-150 тысяч. И доказать, что причина повышенного износа двигателя именно в неподходящем автомобильном масле практически невозможно – поэтому многие СТО, и даже официальные СТО часто не особенно задумываются о соответствия вязкости масла, которое они заливают, требованиям автопроизводителя для данного конкретного мотора.

Маловязкие масла

Обратная ситуация возникает, когда вязкость масла ниже нормы. Сейчас многие производители автомобильных масел делают энергосберегающие масла, с пониженной высокотемпературной вязкостью, например 0W-20. Отличаются эти масла от обычных допусками производителей, такие как ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5.

Под такие масла идут и специально рассчитанные для них моторы, в «стандартном» двигателе применять такое автомасло просто опасно. При высоких температурах и на высоких оборотах пленка, создаваемая в местах трения становится слишком тонкой, в результате чего снижается эффективность смазки и существенно возрастает расход масла на угар. При определенном стечении обстоятельств мотор может даже заклинить.

Поэтому занижать вязкость масла гораздо опаснее, чем завышать. И ни в коем случае не следует применять автомасла классов ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5, а также специальные, на которых написан только один допуск (одобрение) производителя, если эти классы качества либо допуски не подходят для вашего авто.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector