Eurosar.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить свечи накала на дизельном двигателе

Как проверить свечи накала на дизеле

Свечи накаливания на дизельных двигателях часто оказываются «слабым звеном» в морозную погоду. Владельцам таких автомобилей зачастую приходится отказываться от запланированных поездок, потому что их мотор упорно не хочет заводиться. В этой статье мы опишем три простых способа, как проверить свечи накаливания для дизеля.

Свечи накаливания играют важную роль при запуске дизельного двигателя в холодное время года. Благодаря их подогреву камер сгорания удается облегчить воспламенение топлива в цилиндрах мотора.

Самый быстрый способ проверки свечей накаливания для дизеля подробно показан на видео в конце статьи.

В зависимости от модели и возраста автомобиля есть разные принципы работы системы подогрева дизельных двигателей:

  • У старых машин свечи накаливания, как правило, включаются практически при каждом запуске мотора.
  • Современные автомобили могут успешно заводиться и без включения свечей накала при плюсовых температурах.

Поэтому прежде чем приступать к диагностике системы предпускового подогрева дизеля, нужно узнать при каком температурном режиме происходит нагрев камеры сгорания. О включении свечей накаливания на панели приборов сигнализирует соответствующая лампочка в виде спирали.

Способы проверки свечей накаливания для дизеля

Выход из строя одной или двух свечей накала может быть незаметно при относительно теплой погоде. А при наступлении морозов сразу возникают трудности с запуском дизельного мотора.

Мы опишем три разных способа проверки работоспособности свечей накаливания. Выбор каждого из них зависит от того, есть ли у автомобилиста определенные приборы, инструменты, навыки и свободное время.

Способ 1 — Проверка свечей накаливания при помощи аккумулятора

Наиболее точную и наглядную картину об исправности нагревательных элементов для дизеля дает проверка на аккумуляторной батареей. Каждая свеча проверяется отдельно, при этом автолюбитель видит степень ее накаливания.

Недостатком данного метода диагностики будет необходимость выкручивания всех свечей накала. Это потребует в некоторых автомобилях значительных затрат времени, а также демонтажа некоторых деталей, затрудняющих доступ к нагревательным элементам.

  1. Для проведения испытаний понадобится изолированный провод длиной около 0,5 м.
  2. Свеча накаливания переворачивается нагревательным элементом вверх и устанавливается центральным электродом на плюсовую клемму АКБ.
  3. С помощью электрического провода нужно соединить минусовую клемму аккумулятора и корпус свечи (в боковой части).
  4. Если нагревательный элемент быстро накаливается более чем наполовину, то свеча исправная.
  5. При отсутствии накала или нагревании только кончика элемента — требуется замена свечи.

Ниже приведены более простые способы проверки свечей накала.

Способ 2 — Проверка свечей накаливания мультиметром

Иногда нет времени или инструментов, чтобы извлечь свечи накаливания из головки блока дизельного двигателя. В этом случае может оказаться полезной проверка мультиметром. Прибор устанавливается в положение для тестирования сопротивления (омметр).

Но предварительно необходимо отсоединить от свечей накала провод, подающий ток на центральный электрод. На каждый нагревательный элемент может подаваться отдельный провод или же все свечи могут соединяться медной или латунной шиной. Теперь остается плюсовой щуп мультиметра соединить с центральным электродом свечи, а минусовым щупом прикоснуться к боковой поверхности корпуса. Если стрелка не отклоняется или нет показаний на цифровом дисплее, то имеется пробой в нагревательном элементе. Свечу накаливания необходимо заменить.

Недостатком этого способа является трудность выявления нагревательных элементов со слабым накалом. Тестер покажет, что пробоя нет, а свеча будет недостаточно прогревать камеру сгорания.

Способ 3 — Проверка свечей накаливания на «искру»

Старым испытанным способом проверки исправности свечей накаливания является степень искрообразования. Для этого понадобится изолированный провод длиной 0,5-1 м, на обоих концах которого снимается по 1-2 см изоляции.

Теперь нужно освободить свечи накала от шины и подающего провода. Один конец проверочного провода крепится на плюсовой клемме аккумулятора, а вторым концом выполняется касательное движение по центральному электроду свечи накаливания (смотрите на видео ниже). Таким образом мы сможем наблюдать примерно следующее:

  • На исправном нагревательном элементе образуется сильная искра.
  • Если свеча слабо накаливается, искрение будет незначительным.
  • На полностью неисправной свече накаливания искры не будет вообще.

Данную проверку можно смело делать на старых автомобилях, у которых нет «мозгов» и компьютера. На видео ниже, таким способом проверяют свечи накала на дизельной Nissan Primera.

Приведенные выше способы проверки свечей накаливания позволяют самостоятельно обнаружить причину плохого запуска дизеля. При выявлении неисправной детали автовладельцу останется только заменить вышедший из строя нагревательный элемент. После этого завести двигатель на морозе, как правило, не составляет труда.

Также владельцам машин с дизельными моторами в зимнее время года совсем не лишним окажется предпусковой подогреватель двигателя.

Быстрая проверка свечей накаливания на дизеле

Как проверить свечи

проверяем свечи на дизельном двигателе.

Проверяем свечу на наличие искры:
Первым способом нам нужно проверить свечу на искру. Проверка схожа с предыдущим способом, только мы не будем использовать лампочку и не будем касаться резьбовой части. Проверить на искру в тех местах, где питание подключается вы можете только если у вас старый дизель и там, где нет электронного блока управления. Что нам потребуется для того, чтобы проверить:
— Метр провода, на концах он должен быть зачищен на кончиках поверхность была зачищена от изоляции.
— Свечи от шины, которая даёт питание нужно отключить.
— конец прикрутите к плюсу аккумулятора, второй же его конец проложите к центральному электроду.
— Если свеча исправна, то посмотрите искрится ли она ил нет. Возможно она будет искриться слабенько или образовываться с трудом. Этот метод не совсем безопасный, на автомобилях, которые оснащены дизельным двигателем такой способ не подходит, но знать его не запрещено. Проверяем свечи при помощи мультиметра:

Проверять можно в трёх режимах:

— Прозвон.
— Измеряем сопротивление.
— Проверяем потребляемый ток. Прозвонить можно не демонтируя свечу из двигателя, прибегать к двух другим методом лучше всего тогда, когда у вас есть свечи перед взором. Прозвон, что требуется:
— В начале мы переводим регулятор в нужное положение.
— провод, который подаёт ток аккуратно отсоединяем.
— «+» щуп мультиметра нам нужно установить на электрод, «-» касаемся блока ДВС.
— Если у вас нет сигнала звукового, если стрелка не откланяется, то это обозначает, что обрыв существует. Измеряем сопротивление свечи при помощи тестера: Этот метод помогает выявлять ту свечу, которая не работает. Если вы пытаетесь узнать есть ли непоадки с элементом нагревательным, то не старайтесь зря, не получится. Чтобы проверить сопротивление при помощи тестра, вам нужно знать номинальное значение, ему соответствует одна свеча. Если свеча исправна, то противление будет равняться 0,7 до 1,8 ом. Бывает, что свечи работают, то сопротивление у них уже предельно большое. Соответственное из-за этого тока они потребляют меньше. Проверить свечу на пригодность безвыкручивания её с двигателя можно просто если проверить потребление тока. Чтобы замерить вам потребуется:
Во-первых охладить двигатель.
Далее отключите от свечи питание.
— Подключитеклемму амперметра.
— Вторую подключаем к центральному выводу свечки.
— Зажигание включите посмотрите какие показатели, они должны равняться от 5 до 18 амперам. Смотрите, на 1-ой секунды после проверки показания должны долбить по максимуму, после четырех секунд они должны постепенно падать до момента стаилизации тока. Стрелка, расположенная на тестере будет понижаться, это будет происходить достаточно медленно и плавно. Помните, что все свечи, расположенные на двигателе должна иметь одинаковые показатели. Если на одной из свеч вы увидите совершенно другую ситуацию, то вам нужно свечу выкрутить и осмотреть её. Если свеча накаливается на полностью, то вы увидите различия в кончике и середине. Если у нас подключение однополюсное, то одна свеча штифтовая будет затрачивать от пяти до восемнадцать ампер. 2-х полюсная свеча до 50 Ампер. Если у вас нет времени для того, чтобы достать свечи и сооружать лампочку контролную, то вы можете прибегнуть к проверке при помощи мультиметра. Конечно у этого способа есть свои минусы — сам способ, которые не может распознать свечку со слабым накалом. Проверяем свечи с пмощью аккумулятора:

Более реальную картину о том, исправны элементы нагревания или нет, вам покажет проверка на аккумуляторе. Свечу каждую нужно проверить поочередно, таким образом вы сможете увидеть степень, а также качество накаливания.

Проверяем свечи с помощью аккумулятора: Проверяем свечу накала при помощи аккумулятора:
Способ простой тем, что не требует дополнительных инструментов. Нам нужно только кусок провода изолирующего, а также аккумулятор, который работает. 1. центральный электрод нам нужно максимально плотно прижать к клемме «+».
2. При помощи провода соедините «-» с корпусом свечи.
3. Нагреваем до красна, нагревание должно начинаться с кончика, тогда можно считать что элемент исправен.
4.Если вы заметили, что свеча накаляется медленно или вообще этого не делает, тогда она неисправна. Для того, чтоб поверить наиболее точно, нужно замерить скорость. Скорость выражается в том, за какой период свеча нагревается с конца до максимально вишнёвого цвета. Вообще, если на вашем автомобиле блок управления функционирует нормально, то свеча разогреется за пару секунд.
Свечи, которые нагреваются слишком быстро или медленно(нормально время от двух до 5 секунд) нужно выбросить.
Вопрос: Почему нужно выкидывать те, что прогреваются раньше остальных? Если у вас свечи одного производителя, то нагревание быстрее всех говорит о том, что нагревается исключительно часть. в таких случаях обнаруживаются трещины.

Если свечи работают, но нагреваются с не одинаковой температурой и скоростью, то автовладелец замечает рывки двигателя. Когда свечи проверяются, они должны нагреваться до вишневого цвета, разница должна быть НЕ больше одной секунды. Трудность может возникнуть при выкручивании всех свечей, на это уходит много времени. Осматриваем свечи накала(визуальная диагностика: Осмотрев свечи в можете понять какие дефекты имеются, как работает топливная система, в каком состоянии находится поршневой. На свече есть дефекты:
Если свечи не исчерпали ресурс, то там будут иметься следы перегрева, корпус вздуется, а по бокам будут трещины, возможно такое происходит из-за того:
1. Напряжение максимально высокое.
2.Реле длительное время не отключалось. Кончик свечи оплавился, почему это происходит:
1. Возможно топливная смесь слишком рано прыснула.
2. Форсунки загрязнились.
3. Компрессия очень слабая, зажигание медленное, из этого вытекает перегрев.
4. Напорный клапан пришёл в негодность. Мотор функционирует жёстко, если упустить момент то из под гайки польётся пена.

Вы смотрели самую тонкую часть свечи, вам нужно посмотреть чтобы на ней не было оплавленого корпуса и не имелось трещин, если вы заметите, что она потемнела, то в этом ничего страшного нет. Даже если она функционирует, то это точно не на длительный срок. Если свеча работает плохо, то возможно это связано с контактом питающей шины, видимо его недостаточно. Также влияет затяжка гайки, она может приоткручиваться. Но главное и не перетяните, потому что может повредиться электрод. Крутящий момент играет достаточно важную роль, будьте предельно аккуратны.

Свечи накалывания лучше совсем не трогать и не выкручивать, если вам не нужно их заменить, потому что они очень хрупкие. Затягивать можете только при помощи ключа динамометрического, усилие должно быть НЕ больше 20 Нм. Гайки круглые затягивайте только от руки. Если затягиваете при помощи шестигранника, то не давите. Если перестараться, то возможно зазор сузится. Вы проверили и пришли к выводу, что свечи в хорошем состоянии, но когда пытаетесь установить на двигатель встречаетесь с трудностями, то советуем вам сразу проверить электрической проводкой. Начинайте в первую очередь с предохранителей, далее идут датчики и реле свечей. Проверку реле и всех датчиков лучше не выполнять самостоятельно, воспользуйтесь помощью специалистов. Помните, что система подогрева может работать только на остывшем двигателе, температура не должна быть больше 60 градусов. О проверке реле
Реле — это в первую очередь устройство, которое может активирвать свечи, перед тем как двигатель запустится. Самостоятельно реле не может планировать себе период активации, такую функцию выполняет исключительно ЭБУ, он сигнализирует в датчик Охлаждающей Жидкости, а также датчика коленчатого вала. Команды, которые подают блок помогают цепь замыкать и размыкать. Проверять реле нужно тогда, когда вы слышите щелчки. Если лампа спирали на панели не загорается, то первым действием предохранители осмотрите, после происходит проверка датчика температуры.

Проверка свечей накала на дизеле своими руками

Свечи накаливания дизельного двигателя позволяют поднять температуру в цилиндрах перед запуском силового агрегата. Другими словами, за счет элементов накаливания осуществляется предварительный подогрев камеры сгорания после поворота ключа зажигания, а также дальнейшее поддержание температуры до определенного прогрева мотора. Это необходимо по причине особенностей зажигания топливно-воздушной смеси в дизельном двигателе. В таких моторах смесь воздуха и дизтоплива воспламеняется самостоятельно, а не от внешнего источника (искра свечи зажигания в бензиновых аналогах). Солярка в дизеле горит от нагрева в результате сильного сжатия.

По этой причине от исправности деталей, отвечающих за накал, зависит легкость пуска дизельного двигателя. Добавим, что неисправность калильных свечей наиболее часто проявляется при отрицательных температурах. Далее мы рассмотрим простые и доступные способы, которые позволяют быстро проверить свечи накала на дизеле своими руками и определить причину затрудненного пуска дизельного двигателя.

Самостоятельная проверка свечей накала дизельного двигателя

Как уже было сказано, свечи накаливания обеспечивают уверенный запуск дизельного мотора, что особенно необходимо в морозы. Условно такое решение можно считать своеобразным подогревателем. На разных моделях дизельных авто подобные решения могут отличаться по алгоритму работы и общей схеме реализации. Объединяет их одно – наличие вкрученной в блок свечи накаливания.

Ранние разработки предполагают постоянное включение калильных свечей на дизеле параллельно включению зажигания, то есть при каждой попытке завести дизельный мотор свечи накала нагреваются независимо от актуальной температуры ДВС. Что касается более «свежих» дизелей, накал может не активироваться системой в том случае, если двигатель уже прогрет или температура окружающего воздуха является плюсовой.

Данные особенности необходимо отдельно учитывать перед тем, как проверять свечи накала. Потребуется отдельно выяснить, при каких условиях задействуются элементы для прогрева камеры сгорания на конкретной модели дизельного двигателя. Включение свечей накала сопровождается загоранием отдельной лампы-индикатора, которая отображает пиктограмму-спираль на приборной панели в салоне автомобиля. По окончании работы даного решения для прогрева камеры на дизеле указанная лампочка тухнет.

В подобных ситуациях, когда дизельный двигатель не заводится, необходимо первым делом начинать с проверки качества подогрева какмеры сгорания. Свечи накливания можно проверить следующими способами:

  • подключить калильные свечи напрямую к аккумулятору (АКБ);
  • оценить качество образования искры на калильных свечах;
  • произвести проверку свечей накала тестером-мультиметром;

Проверка свечей накала напрямую от АКБ

Чтобы проверить свечи накаливания путем подключения к аккумулятору, следует их выкрутить из двигателя. Отметим, что для точной диагностики возникает необходимость выкручивать все установленные элементы. Также в отдельных случаях потребуется демонтировать определенные узлы на самом двигателе, которые не позволяют свободно добраться до свечей. Указанные нюансы являются существенным недостатком данного способа проверки. Дополнительно понадобится наличие специального инструмента, определенных навыков и свободного времени.

К преимуществам проверки от АКБ можно отнести точность, которую обеспечивает данный способ. Оценка состояния и работоспособности нагревательного элемента происходит по отдельности и наглядно. Это исключает возможность установки деталей, которые работают, но не обеспечивают должную степень накаливания.

Для диагностики свечи накала от аккумулятора следует взять провод с изоляцией длиной около 50-60 см. Затем снятую с двигателя свечу накаливания нужно перевернуть так, чтобы та часть, на которой происходит нагрев, смотрела вверх. После калильную свечу запитывают центральным электродом на «плюс» аккумулятора. Далее отрезком заранее приготовленного провода «минус» АКБ подсоединяется к боковой части корпуса свечки. Следующим шагом является проверка скорости нагрева и его эффективность. Быстрый и полноценный накал нагревательного элемента является признаком работоспособности. Медленный нагрев и/или частичный накал только оконечника говорит о необходимости замены.

Диагностика свечи накаливания по инетнсивности образования искры

Еще одним способом проверки калильных свечей на дизеле является такой, когда оценивается интенсивность искрообразования после подачи питания от АКБ. Для такой проверки необходим провод с изоляцией (аналогично перовому способу). Затем на концах необходимо снять изолятор так, чтобы оголить 100-150 мм. провода.

Далее с калильных свечей снимаются силовые провода, после чего зачищенный по концам провод для проверки крепится одной стороной к плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Другим концом необходимо провести по центральному электроду тестируемого элемента для нагрева. Далее следует обратить внимание на такие признаки:

  • если деталь неисправна, тогда искрообразования не будет;
  • частичная работоспособность и слабый накал проявляются в виде слабой искры;
  • на полностью исправном элементе искра сильная, процесс искрообразования достаточно интенсивен;

Проверка сопротивления калильных свечей тестером-мультиметром

Также проверить свечи накала можно мультиметром. Такой способ требует меньше затрат по времени и является самым простым. Для диагностики не нужно выкручивать калильные свечи из головки. Достаточно отсоединить силовой провод от центрального электрода тестируемой свечи. Добавим, что конструктивно элементы накала на дизеле могут иметь как отдельные провода на каждую свечу, так и соединяться одной цепью.

Для проверки калильных свечей мультиметром следует перевести устройство в режим работы «омметр». Это необходимо для замера сопротивления элементов накала. Для этого щуп тестера «+» прикладывается к центральному электроду свечи, а минусовой вывод касается боковой части корпуса. Отсутствие показаний на приборе укажет на то, что свеча накала неисправна и требует замены.

Полезные советы

  1. Перед наступлением холодного времени года проверять элементы накала следует независимо от того, хорошо или плохо заводится дизель.
  2. Проверка на дизеле путем оценки искры рекомендуется только для старых авто. Не следует проверять данным способом калильные решения на «свежей» модели, которая оснащена сложной системой электронного управления двигателем.
  3. В случае обнаружения неисправности оптимально менять весь комплект, а не один или два вышедших из строя элемента.
  4. Старайтесь приобретать продукцию известных производителей, так как дешевые решения имеют заметно меньший срок службы, а также зачастую демонстрируют низкую эффективность накала нагревательного элемента.

Напоследок добавим, что для уверенного запуска дизельного двигателя зимой необходимо правильно подбирать, заряжать и обслуживать аккумулятор для дизеля, заправлять качественную солярку по сезону, в случае необходимости использовать антигели. Также в случае с моторами на дизтопливе целесообразно установить предпусковой подогреватель солярки или систему предпускового подогрева двигателя типа Webasto.

Признаки неработающего цилиндра (троение и вибрации) дизельного двигателя. Поиск неисправности: компрессия, дизельные форсунки, свечи накала, ТНВД и другие.

Как самому заменить калильные свечи на дизельном ДВС. Необходимые инструменты, особенности снятия свечей, важные советы и рекомендации.

Самостоятельная реализация подогрева дизтоплива: топливозаборник, фильтры грубой и тонкой очистки. Монтаж нагревательных элементов. Проточный подогрев.

Выбор свечей зажигания между производителями NGK и Denso. Как подобрать свечи и на каком бренде остановить свой выбор. Особенности и нюансы при подборе.

Что необходимо знать при подборе свечей зажигания по модели авто: размер, калильное число, взаимозаменяемость. Выбор свечей по конструкции, полезные советы.

Назначение и устройство свечей зажигания бензинового двигателя. Конструктивные особенности, виды свечей зажигания. Калильное число, искровой зазор.

Причины неисправностей свечей накаливания для дизельного двигателя.

Неисправности свечей накаливания для дизельного двигателя.

Если вы счастливый обладатель автомобиля с дизельным двигателем, то регулярная проверка и контроль свечей накаливания ваша прямая обязанность. Особенно в зимний период времени.

В предыдущей статье мы подробно описывали принцип работы свечей накаливания в дизельном двигателе, теперь же пора обсудить вопрос возможных неисправностях.

Симптомы неисправности свечей накаливания дизельного двигателя:

Запуск двигателя происходит с трудом;

Авто не заводится;

Неровная работа двигателя на холостых оборотах;

Белый дым выхлопа (на холодную, имитация богатой смеси).

Чаще всего данная проблема начинает проявляться с приходом первых холодов, т.к. деталь не обеспечивает нормальный прогрев камеры для возгорания топлива.

Проверить работоспособность калильных свечей в дизельном двигателе достаточно трудно. Вам понадобиться специально оборудование, но об этом мы поговорим немного позже.

Причины неисправности свечей накаливания дизельного двигателя:

Выработка ресурса;

Низкое качество;

Плохое топливо или любые другие проблемы с топливной системой;

Проблемы в электропроводке или блоке управления.

Чтобы это ни было, советуем вам немедленно обратиться в автомастерскую, в другом случае, вы можете значительно навредить своему автомобилю, тогда сумма ремонта будет значительно выше, чем деньги за замену свечей.

Стоит так же отметить, что существует значительная разница в работе свечей накаливания современных и старых двигателей. В старых движках, фор камеры располагаются в головках, и свеча должна прогреть поступившее топливо.

В современных двигателях фор камера располагается в поршне, по этому свеча накала срабатывает перед впрыском, и имеет функцию прогрева камеры, после чего тудо поступает холодное топливо и воздух.Такие условия более благоприятны для воспламенния смеси.

Отказ одной свечи проявится в сложном запуске, машина начнет активно «капризничать на холостых». При поломке 2 свечей, дизельный движок просто не заведется. Вероятность выхода из строя всех сразу крайне мала, но если это произошло, то необходима диагностика всей электропроводки и блока управления.

Запомните, меняйте весь комплект, даже если из строя вышла только одна свеча! Будьте внимательны к электропроводке, реле управления и форсункам. Их диагностика стоит не дорого, но способна уберечь ваш авто от серьезных поломок.

Теперь поговорим о том, как избежать неполадок со свечами накаливания в дизельном двигателе?

  1. Обязательная диагностика перед осенне-зимним периодом.
  2. Покупайте только качественные свечи.

Способы проверки свечей накаливания на дизельном двигателе.

Сразу оговоримся, что способы проверки не из простых и вам может понадобиться помощь второго человека, или специальное оборудование.

1 способ. Берете верного товарища. Один из вас должен вывернуть форсунки, другой поворачивать ключ зажигания в предстартовое положение. Товарищ смотрит в колодцы и наблюдает нагрев или не нагрев свечей. Что не заработало, то – мертво и требует замены.

Способ интересный и познавательный, но подходит не для каждого авто. Так как конструкция двигателя не везде одинаковая. Подходит только для 1.8 на Фордах.

2 способ. Вам понадобиться мультиметр и отвага. Выбираем режим проверки замыкания цепи, касаемся одним щупом корпуса свечи, другим – шляпки (где располагается корпус, а где шляпка, подробно описано в статье «Свечи накаливания для дизельного двигателя»). Если цепь замкнута, то все работает, если же нет, то требуется замена.

Подобные схемы диагностики не так актуальны для современны машин, все новые дизельные авто имеют индикатор на водительской панели управления. Но! Как и любая другая электроника, он тоже может выйти из строя. Поэтому, проходя зимнюю подготовку авто обратите внимание на свечки накала.

Не пытайтесь самостоятельно поменять свечи накаливания на дизеле. Например, она вышла из строя раньше времени, значит, дефектная. При попытке ее выкрутить, может просто развалиться, тогда придётся снимать головку блока и доставать сломанный элемент.

Периодичность замены свечей накала на дизельном двигателе.

Стандартно, «ходят» они 60 000 км. После это необходима замена, но некачественное топливо и агрессивная эксплуатация авто, могут значительно сократить срок «жизни» свечи. Проверяйте их на каждом ТО.

Приезжайте к нам на замену свечей накаливания в дизельном двигателе. Мы проведем все работы быстро и качественно. Помните, что у нас есть услуга по подбору автозапчастей. Просто сообщите оператору ваши данные, мы предложим вам несколько вариантов деталей на выбор. Вам остается только приехать к нам!

Все вопросы по тел. +7 (912) 615 51 15

Любую консультацию, а также скидку в 3 % на все услуги и материалы, вы можете получить в нашей группе в «ВКонтакте».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector