Eurosar.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как гертруда учит своих детей анализ

Как гертруда учит своих детей анализ

Час рождения ребенка есть первый час его обучения. С той минуты, когда его чувства стали восприимчивыми, с этой минуты начинает учить его природа.

Я обеспечиваю таким образом знакомство ребенка со многими названиями, которое оживляется многочисленными примерами. Тем самым я подготавливаю его к дальнейшей жизни, облегчаю ему ее, подобно тому как предпосылая изучению азбуки обучение ребенка звукам, подготавливаю его в том же возрасте к этой работе.

Эти наглядные таблицы для самого младшего возраста я хочу снабдить методическим руководством; в нем каждое слово, которое должно быть сказано ребенку о любом показанном ему предмете, выражено так определенно, что и самая неопытная в этом деле мать сможет выполнить мою цель, не прибавляя ничего больше к сказанному мною.

Иоганн Генрих Песталоцци (Pestalozzi)

Благодаря поддержке местной общины и добрых людей Песталоцци собрал у себя около 50 детей, которым он самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали у Песталоцци приличную одежду, родители уводили детей и забирали себе деньги, которые зарабатывали дети.

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называется педагогическое сочинение И. Г. Песталоцци, в котором описан его нейгофский опыт?
Как Гертруда учит своих детей Все больше расширять круг их осознаваемых созерцаний (чувственных впечатлений).2.

Песталоцци как гертруда учит своих детей

На участие в каждом конкурсе вам дается не более 10 минут. Оцениваться будут не только скорость выполнения задания, но и качество. По окончании игры, капитаны команд отдают мне оценочные листы для подведения итогов. Ребята, которые не вошли в команду, делятся на четыре группы.

Сам по себе этот способ возник так, что к каждой гласной прибавляли согласную одну за другой — от А до Z — и так образовывали вначале простые легкие слоги ab, ad, af и т. д.; затем к каждому из этих простых слогов спереди прибавляли ту согласную, которая при употреблении в речи этих слогов действительно должна быть прибавлена.

Как неизмеримо много при таких обстоятельствах должны страдать дети или, по крайней мере, в каком они должны быть пренебрежении!

Для этой цели мать должна использовать и заманчивость звуков, должна доводить до слуха ребенка звуки речи то громко, то тихо, то нараспев, то со смехом и т.

Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему.

Таким образом, первоначальное восприятие ребен­ка носит, по мнению Песталоцци, животный характер, но в нем заложен росток всех человеческих восприя­тий; и от матери зависит, утвердятся ли в ребенке эти животные восприятия, или они спокойно и в неиска­женном виде перейдут в человеческие. Средствами же для осуществления этой цели являются прежде всего язык матери и ее любовь.

Он находил на улице, в саду и в комнатах материал для своих сведений и скоро дошел до того, что стал правильно произносить даже труднейшие имена растений и животных, сравнивать совершенно неизвестные для него предметы с известными и таким образом порождать в себе определенный взгляд на них.

Гельветической республики. В этом томе помещены произведения, относящиеся ко времени пребывания Песталоцци в Станце и Бургдорфе.

Громко и часто произнося и объяснения детям слова, предложения и длинные периоды, заставляя детей повторять все это вслед за собой, развивают их слух, внимание, память.

За время такого обучения дети ни слова не слы­шат ни о синтаксисе, ни о грамматике. Но, практичес­ки усвоив до известной степени этим безыскусным путем свой родной язык и бегло овладев речью, они в состоянии соблюдать все грамматические правила, образуемые естественным ходом обучения языку, и со­ответствующую чистоту произношения.

Следующее стало для меня ясным: надо довести до высокой степени реальные (опытные) и формальные познания ребенка, надо научить его читать или хоть складам, прежде чем разовьется его разум; и вместе с этим заключением во мне созрело другое: дети в самом раннем возрасте нуждаются в руководстве, основанном на знании психологии, для разумного наблюдения над всеми предметами.

Таким образом, он может с вели­чайшей точностью и беглостью дать выражение своим знаниям на родном языке в очень широком объеме (4, т. 3, с. 394-396).

Всякое обучение людей, следовательно, есть не что иное, как искусство помочь этому естественному стремлению человека к развитию, и это искусство, в сущности, основывается на пропорциональности и гармонии впечатлений, усвояемых ребенком, со степенью развития его сил.

Песталоцци рано лишился отца. Воспитанный матерью и няней в любви и заботе, он вырос очень добрым и отзывчивым человеком. По своему характеру склонный к состраданию, проникнувшись гуманными идеями великих философов-просветителей, он искал себе занятие, которое могло бы принести пользу обществу: пробовал себя в профессиях юриста и священника, затем решил стать сельским хозяином.

Дорогой Гесснер! Как хорошо мне будет в могиле, если я хоть немного посодействую ознакомлению людей с этими источниками. Как хорошо мне будет в могиле, если мне удастся так же тесно соединить природу и искусство в народном обучении, как насильственно они разъединены в нем в настоящее время!

Всю свою жизнь знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) посвятил детям. Он воодушевленно занимался их обучением, воспитанием и развитием. Песталоцци не был теоретиком педагогики – свои идеи он находил и совершенствовал в практике работы с детьми.

Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку.

Весь мой развивающий метод закладывает фундамент для развития ума и дальнейших успехов, что иначе никак не может быть достигнуто.

Please turn JavaScript on and reload the page.

Посредством хорошо систематизированной и навсегда заученной номенклатуры можно заложить общий фундамент для всякого рода познаний, пользуясь которым дети и учителя с помощью друг друга, а также сами по себе постепенно, но верно могут возвыситься до ясных понятий во всех отраслях знаний.

Поэтому книга слогов должна содержать во всем объеме звуки, из которых состоит речь; в каждой семье ребенок, занимающийся по ней, должен ежедневно упражняться в произнесении их в присутствии младенца, еще лежащего в колыбели, чтобы дошедшие до его слуха звуки благодаря частому повторению глубоко запечатлелись в памяти, прежде чем младенец будет в состоянии произнести хотя бы один из них.

Сборник избранных педагогических произведений Песталоцци включает известные сочинения и ряд ранее не переводившихся на русский язык работ и писем, проливающих яркий свет на жизнь и педагогическое творчество педагога-демократа. Трехтомное издание не может, разумеется, претендовать на полноту.

Фразы помогают ему замечать, догадываться, по­степенно со всевозрастающей ясностью понимать и постигать значение отдельных слов и характер их вза­имосвязи во всем, что он слышит и сам говорит. Каж­дое отдельное слово какой-нибудь фразы благодаря взаимосвязи выражаемых в ней понятий поясняет другие слова, связанные с ним этой фразой.

Поэтому само понятие, по мнению Песталоцци, этого обозначенного звуком предмета с момента, когда он через чувственное восприятие уз­нал сам предмет, связанный со звуком, неизгладимо запечатлевается ребенком.

Общее и постоянное внимание тоже не было для меня загадкой: у каждого ребенка были одновременно заняты и рот и руки, ни одному не приходилось оставаться без дела и молчать; таким образом, потребность в развлечении была устранена; естественная живость не требовала выхода, а поток заучивания сообща не допускал его.

В предпосланном книге кратком руководстве, как ею пользоваться, матерям предлагается несколько раз в день и на различный манер произносить детям эти ряды звуков еще до того, как дети научатся говорить, чтобы возбудить внимание и напомнить им эти звуки.

Именно эта последовательность, это распределение и связность того, что должно изучаться одновременно и что последовательно, были, насколько я понял, главным стремлением Песталоцци. /Не последовательность, а чвство роста дает Песталоцци. Отсюда внимание, а не от формальной последовательности/. Его метод является правильным, его лаконическая краткость является его важнейшей заслугой.

Как гертруда учит своих детей анализ кратко

Первое ощущение связи звука с предметом, кото­рый его произвел, это ощущение связи голоса матери с нею самой.

Пожалуйста, отключите его на нашем сайте, нажав »приостановить его на этом сайте». У нас только Яндекс реклама…

С каждым днем ему становится все легче и приятней учиться говорить, и его успехи в развитии речи всегда связаны с успехами формирования способности на­блюдения.
Идеи Песталоцци часто оставались непонятыми его современниками. В занимательной форме басен он пытается обратиться к обществу с призывом уделять больше внимания подрастающему поколению. И.Г. Песталоцци создает серию басен «Фигуры к моей азбуке, или к начальным основам моего мышления (басни)». Работа над баснями велась в течение десяти лет, приблизительно с 1780 по 1790 г.

Книга для матерей. Избранное (3 стр.)

Собственные попытки и наблюдения научили меня расценивать умственные силы детей значительно выше, чем это обычно принято, и искать причин их расположения или нерасположения к знаниям совсем не в излишнем приспособлении к играм, с одной стороны, и не в сухости и трудности таких вещей, которые требуют серьезности и внимания, с другой стороны.

Мастер – классы: 4.1. Мастер – класс: «Раз – ромашка, два – ромашка…»(изготовление ромашек из бумаги).4.2. Мастер-класс «Русская народная кукла»(изготовление лоскутной куклы); 5. Игры: (Приложение 5) 5.1. Игра «У медведя во бору» 5.2. Игра «Селезень и утка»Конкурс рисунков на асфальте для детей и родителей «Моя семья»Подведение итогов и закрытие праздника, награждение команды-победителя.

Собирание растений, которым мы занимались последним летом, а также связанные с этим занятием беседы в особенности привели его к убеждению, что весь круг знаний, которым мы обязаны нашим чувствам, является следствием обобщения внимания к природе, прилежного собирания и закрепления всего, что природа предоставляет нам для изучения.

Песталоцци писал, что он «хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества… » Однако дело, начатое Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и материальные средства, быстро погибло.

Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодежи» (1777) и др. были опубликованы и приобрели известность. И.Г. Песталоцци писал о необходимости всестороннего развития личности, о невозможности подготовить детей к работе без формирования у них элементарных знаний по математике и языку.

Так в ребенке развивается через чувство слуха общее понятие каждого тина звука как такового, т. е. того определенного и особенного, что присуще шурша­нию, воркованию, разговору, пению (4, т. 2, с. 456 — 458).

Лебединая песня И.Г. Песталоцци

Василевская Галина Николаевна,
преподаватель
Оскольский политехнический колледж

«Глаз хочет смотреть, ухо — слышать,
нога — ходить и рука — хватать.
Но также и сердце — верить и любить.
Ум хочет мыслить»
И.Г.Песталоцци

Вся теоретическая и практическая деятельность великого педагога была направлена на то, чтобы привлечь внимание прогрессивных сил общества к делу воспитания и образования широких народных масс. Его сердце, его жизнь были отданы заброшенным и нуждавшимся в помощи детям трудового народа. Этой цели он служил самоотреченно и бескорыстно более полувека, мучительно преодолевая свою нищету и бесправное положение.

Швейцария — родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне — помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим — стану помогать крестьянам».

Для современной научно-педагогической мысли наследие швейцарского ученого-педагога И.Г.Песталоцци представляет особый интерес. В научных и педагогических трудах И.Г.Песталоцци представлены основы педагогики, которые актуальны и в наше время. Принципы обучения и воспитания, выдвинутые педагогом, присущи современному процессу образования. Педагогическая концепция ученого представляет тесную взаимосвязь между различными видами воспитания, исследование их влияния друг на друга, идеи и воззрения, на которые они опираются.

Жизнь и деятельность знаменитого швейцарского педагога была насыщена как успехами, так и разочарованиями. Песталоцци, пройдя нелегкий путь, в конце своей жизни добился мирового признания. Примечательно, что у него даже не было педагогического образования.

Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой. Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо, Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу, Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок. На собраниях этого кружка обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо. Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован.

Его стремление обучать детей из малообеспеченных семей вызвано, прежде всего, нищетой и страданиями, царившими вокруг. Крестьянские дети вызывали у него жалость и желание помочь. Песталоцци видел выход из бедности народа в его образовании. Он так же осознавал, что государство в данный период не может осуществить повсеместное строительство народных школ. Попыткой самостоятельно решить данную проблему было создание школы для крестьянских детей в имении Нойгоф. Однако местные крестьяне оказались не готовыми воспринять идеи молодого преподавателя. Как только их дети на ремесленных работах зарабатывали себе на приличную одежду, они забирали их из школы. Учреждения приходилось закрывать.

Однако, если крестьянство не смогло оценить идеи швейцарского педагога, то в полной мере это сделало государство. Оно помогает ему открыть образовательные учреждения в Станце, затем и в Ивердоне, где его деятельность обрела признание и мировую известность.

За годы исканий в свет выходят такие труды педагога, как «Досуги отшельника», «Лингарт и Гертруда. Книга для народа», «Как Гертруда учит своих детей», и, наконец, главный труд его жизни «Лебединая песня», которая была написана в конце жизни. В этом труде собраны все итоги и выводы, основанные на длительной педагогической практике.

Произведение раскрывает идеи как нравственного, так и умственного воспитания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Умственное воспитание не может обходиться без воспитания души, потому как любое знание должно приносить благо, а для этого необходимо знать, что это. Это утверждение одновременно просто и как никогда актуально во все времена, особенно в XXI веке, который полон разрушительных технологий. Порой, гонясь за техническим прогрессом, человечество не всегда осознает, какой урон может привнести в наш мир то или иное изобретение.

По мнению Песталоцци, и нравственное, и умственное воспитание, прежде всего, должны опираться на физические силы ученика. Если у него нет к чему-либо способностей, то стоит ставить перед ним достигаемые цели, чтобы не отбить желание учиться и не прививать отвращения к процессу обучения. Все занятия должны приносить положительный заряд эмоций, побуждать желание к мыслительной деятельности. То, что положительные эмоции вызывают улучшение памяти, скорости и качества выполнения заданий, можно найти в любом современном учебнике по педагогике, психологии, физиологии. Это был прорыв в теоретической и практической педагогике начала XIX века, скованного жесткой дисциплиной и авторитарным стилем преподавания.

В «Лебединой песне» четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Очевидно, что он считал развитие речи основой всего обучения, основой развития мышления. По мнению Песталоцци, элементы формы и числа были в целом основой математики. Таким образом, педагог считал формирование элементарных математических представлений важнейшим составляющим развития мышления у детей. Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» — основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении. Естественным он так же считал развитие наблюдения через речь. Однако наблюдение должно соответствовать некоторым параметрам: оно должно быть целесообразно, систематизировано, обоснованно.

В результате сделанных наблюдений Песталоцци высказывает убеждение в том, что та или иная работа сама по себе не делает человека ни нравственным, ни безнравственным. Свое положительное педагогическое воздействие труд может оказать лишь только в том случае, если твердо поставить себе первой конечной целью воспитательные задачи. Так он приходит к необычайно ценному в теоретическом и практическом отношении выводу о том, что детский труд может дать должный педагогический эффект, если он правильно организован, умело и последовательно используется в воспитательных целях.

Песталоцци считал необходимым обучение основам арифметики – изучение числа и формы. Через внешние формы ученики должны познать их внутреннюю суть. Он понимал, что детям зачастую присуще механическое запоминание материала, что не ведет к умственному развитию. Развитие абстрактного мышления он видел в необходимости позволять детям сопоставлять, сравнивать и различать. Данный механизм можно представить следующим образом: сравнивая два предмета, дети видят разницу между ними, затем они могут их сравнить, а потом и выделить из множества других. При такой последовательности изучения материала познаются свойства предметов, то есть – их суть.

Целостная педагогическая концепция, изложенная в «Лебединой песне», представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Демократ Песталоцци высказывает в своем заключительном труде пламенную надежду, что реализация идеи элементарного образования не только даст возможность трудящимся осознать свое человеческое достоинство, почувствовать уверенность в своих силах и направить их на то, чтобы оказать помощь самим себе, но и приведет к тому, что будут заложены прочные основы народного благополучия и национальной культуры.

Песталоцци существенно обогатил положения прогрессивной педагогики о факторах формирования личности и гармоническом развитии всех сил и способностей человека.

Им впервые была поставлена задача психологизировать обучение, т. е. построить его тем естественным путем, которым пользуется сама природа для развития человеческого ума. Процесс обучения, согласно его требованиям, должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для чего следует глубоко изучать детскую психологию. Соответственно указывалось: «Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет». Такой подход был глубоко демократичен.

Песталоцци более широко, чем его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент для осуществления всестороннего развития ребенка. Трактуемое таким образом природосообразное обучение Песталоцци требует сделать достоянием всех детей без исключения.

Песталоцци умер в 1827 году в своем имении. На зените своей славы у него в гостях в Ивердонском институте побывало множество выдающихся людей того времени: немецкий философ И.Г. Фихте, ученый К. Риттер, И. Тургенев, педагог А. Белл, Р.Оуэн, писательница мадам де Сталь. Он встречался с Наполеоном, был удостоен аудиенции Александра I, который наградил педагога Орденом Владимира и профинансировал издание первого многотомника сочинений просветителя.

Одним из самых значимых проявлений признания педагогических достижений Песталоцци была награда Законодательного собрания революционной Франции – диплом почетного гражданина Франции, врученный ему 26 августа 1792 года.

Память о выдающемся педагоге жива до сих пор. В 1960 году в Швейцарии торжественно открылась «Детская деревня Песталоцци», которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.

Литература:

1. Лещинский В.И. Лаврикова Г.В. Заварзина Л.Э. Образование: история и современность. – Воронеж, 1999.-306 с.

2. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1981.-280 с.

3. Пинкевич А.П., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. – М., 1927.-340 с.

4. [Электронный ресурс]: http://uchitel76.ru/osnovnye-idei

5. [Электронный ресурс]: http://www.greatmind.info/biograph.php

Ключевые слова: Лебединая песня Песталоцци,​Иоганн Генрих Песталоцци,критика,анализ,произведения,читать критику,онлайн,рецензия,отзыв,поэзия,Критические статьи,бесплатно,​Иоганн Генрих Песталоцци,швейцария,литература,18 век

ПЕСТАЛОЦЦИ, ИОГАНН ГЕНРИХ

ПЕСТАЛОЦЦИ, ИОГАНН ГЕНРИХ (Pestalozzi, Johann Heinrich) (1746–1827), швейцарский педагог. Родился 12 января 1746 в Цюрихе в семье врача. Готовился к богословской карьере, но, увлекшись идеями Ж.Ж.Руссо, решается посвятить себя народному воспитанию. В 1767 женился на Анне Шультгесс, дочери богатого цюрихского купца. Супруги купили большой пустынной кусок земли близ Бругга (кантон Ааргау) и построили там свое имение Нейгоф. Это земледельческое предприятие, созданное под влиянием идей Руссо и рассчитанное, главным образом, на разведение марены (растения, использующегося в производстве красителей) оказалось несостоятельным, тем не менее, Песталоцци устроил в имении приют для детей из бедных семей. Приют открылся в 1775-е годы, приняв 50 воспитанников, но просуществовал недолго из-за недостатка средств.

Окружение Песталоцци неодобрительно отнеслось к его деятельности. В этот тяжелый период, когда общество осудило и отвернулось от него, Песталоцци написал Вечерние часы отшельника, книгу, состоящую в основном из афоризмов, преимущественно посвященных вопросам воспитания. В ней уже намечались основные идеи новой педагогики, впоследствии развитой Песталоцци. Вскоре появился его рассказ из деревенской жизни Лингардт и Гертруда (1781). Успех этого произведения был необычайным. За ним в 1782 последовал Христоф и Эльза. В этом же году Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в которой он совмещал должности и редактора, и издателя, и корректора, и экспедитора, и конторщика. В газете обсуждались разнообразные вопросы внутренней жизни Швейцарии и притом в духе, который не мог понравиться тогдашнему высшему обществу. Главное место отводилось вопросам воспитания. Газета прекратила свое существование через год. Затем Песталоцци написал сочинение на объявленную местным ученым обществом премию Законодательство и детоубийство (1783). В то же время были опубликованы Наблюдения над ходом природы в развитии человечества.

Осенью 1798 швейцарское правительство послало для установления порядка в сожженном дотла городе Станце (кантон Унтервальден) и заботе о его жителях Генриха Цшоке, а Песталоцци было предложено попечение над бездомными и осиротевшими детьми. Приют был устроен в заброшенном женском монастыре. Детей набралось более сотни; основой их воспитания Песталоцци считал уважение личности ребенка, любовь к нему и, наконец, труд, необходимый для их самообеспечения. Песталоцци первым (гораздо ранее, чем английские педагоги Ланкастер и Белл) ввел систему взаимного обучения. К несчастью, французы вскоре заняли монастырь под свой штаб, и Песталоцци был вынужден распустить приют.

Песталоцци пришлось искать место учителя, и такое место нашлось в Бургсдорфе. Вскоре школа Песталоцци стала привлекать общее внимание. Особенно много шума сделали отзывы о школе профессора Гербарта, который, посетив школу, отметил, что ее ученики отличаются любознательностью, вниманием к учебному процессу и самостоятельностью.

В Бургсдорфе, не тронутом войной, был открыт сиротский приют, куда поместили детей из горных кантонов, разоренных французами. Заведовать приютом предложили Песталоцци. Результаты превзошли все ожидания, и правительство уступило приюту бургсдорфский замок – так в 1800 возник институт Песталоцци. Слава о заведении с совершенно новой системой обучения и воспитания перешагнула границы Швейцарии, и в 1802 институт получил статус государственного учреждения.

В этот период Песталоцци изложил свои педагогические воззрения в нескольких книгах: Как Гертруда учит своих детейпопытка дать указание матерям, как им следует учить своих детей, Книга для матерей и Естественный школьный учитель.

Популярность Песталоцци достигла в то время таких масштабов, что, когда Наполеон потребовал присылки в Париж уполномоченных для решения вопросов внутреннего устройства Швейцарии, Песталоцци оказался в их числе. Однако Наполеон отнесся к Песталоцци и его идеям враждебно, что не замедлило сказаться на положении его института: у него была отобрана государственная субсидия, а вскоре и замок. Но вся Швейцария пришла в негодование. Многие города предлагали институту помощь. Песталоцци выбрал город Ивердон на берегу Невштальского озера, где под институт отвели просторный замок. Институт в Ивердоне просуществовал с 1805 по 1825 и приобрел всемирную славу. Кроме воспитанников, здесь обучались преподаватели, которые затем внедряли идеи института в своих учебных заведениях. Институт посещали такие известные люди того времени как Талейран, Карл Риттер, голландский король Людовик, прусский король Фридрих-Вильгельм III и русский император Александр I. Но уже в 1815 стали явны недостатки этой системы образования: отсутствие семейственности, о которой так много в своих сочинениях говорил Песталоцци, вместо нее – казарменные, формальные отношения между преподавателями и учениками; отсутствие взвешенной, систематически разработанной учебной программы, текучесть преподавательских кадров. Сам Песталоцци ускорил гибель института, основав по соседству с Ивердоном заведение «для воспитания бедных, которые со временем сами могли бы воспитывать и учить бедных». Шесть лет Песталоцци тратил свои последние собственные средства на содержание этого заведения, но в 1824 был вынужден закрыть сначала его, а в следующем 1825 ивердонский институт.

79-летний Песталоцци провел свои последние годы в Нейгофе, где им были написаны Судьбы моей жизни и Лебединая песня, в которых наряду с биографическими данными были изложены его педагогические идеи. Идеалом воспитания и обучения он считал обучение и воспитание в семье, которое, при применении разумных методов, доступно всякому родителю. Воспитание по Песталоцци основывается на любви, исключающей малейшее насилие, а в основе преподавания лежит наглядность. Слова учителя должны быть только разъяснением того, с чем ученик знакомится непосредственным восприятием. Литературное воплощение воспитательного идеала Песталоцци – Гертруда учит своих детей не в классной комнате, а во дворе, в саду, в поле; нет уроков и нет учеников, а есть собственный опыт и беседы с мудрой матерью. Таковы основы педагогики, созданной Песталоцци, но, разрабатывая подробности приемов преподавания, он впадал в крайности, что частично объясняется особенностями личности самого Песталоцци. Особенности эти могут быть охарактеризованы как непрактичность в самом широком значении этого слова. В этом отношении знаменательны слова его близкого друга Лафатера, говорившего, что, если бы он был главой государства, то сделал бы Песталоцци главным советником по части просвещения, но никогда не позволил бы ему заведовать самой последней сельской школой.

Первое издание собраний сочинений Песталоцци в 15 томах появилось в Штутгарте и Тюбенгене в 18191826.

Умер Песталоцци 12 февраля 1827 в своем имении Нейгоф.

Основные сочинения: Abendstunde eines Einsiedlers (1780); Lienhard und Gertrud (1781–1789); Wie Gertrud ihre Kinder lehre (1801); Meine Lebensschicksale (1826) и др. Собрание сочинений Sammtliche Werke (1819–1826).

Лебединая песня И.Г. Песталоцци

Василевская Галина Николаевна,
преподаватель
Оскольский политехнический колледж

«Глаз хочет смотреть, ухо — слышать,
нога — ходить и рука — хватать.
Но также и сердце — верить и любить.
Ум хочет мыслить»
И.Г.Песталоцци

Вся теоретическая и практическая деятельность великого педагога была направлена на то, чтобы привлечь внимание прогрессивных сил общества к делу воспитания и образования широких народных масс. Его сердце, его жизнь были отданы заброшенным и нуждавшимся в помощи детям трудового народа. Этой цели он служил самоотреченно и бескорыстно более полувека, мучительно преодолевая свою нищету и бесправное положение.

Швейцария — родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне — помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим — стану помогать крестьянам».

Для современной научно-педагогической мысли наследие швейцарского ученого-педагога И.Г.Песталоцци представляет особый интерес. В научных и педагогических трудах И.Г.Песталоцци представлены основы педагогики, которые актуальны и в наше время. Принципы обучения и воспитания, выдвинутые педагогом, присущи современному процессу образования. Педагогическая концепция ученого представляет тесную взаимосвязь между различными видами воспитания, исследование их влияния друг на друга, идеи и воззрения, на которые они опираются.

Жизнь и деятельность знаменитого швейцарского педагога была насыщена как успехами, так и разочарованиями. Песталоцци, пройдя нелегкий путь, в конце своей жизни добился мирового признания. Примечательно, что у него даже не было педагогического образования.

Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой. Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо, Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу, Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок. На собраниях этого кружка обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо. Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован.

Его стремление обучать детей из малообеспеченных семей вызвано, прежде всего, нищетой и страданиями, царившими вокруг. Крестьянские дети вызывали у него жалость и желание помочь. Песталоцци видел выход из бедности народа в его образовании. Он так же осознавал, что государство в данный период не может осуществить повсеместное строительство народных школ. Попыткой самостоятельно решить данную проблему было создание школы для крестьянских детей в имении Нойгоф. Однако местные крестьяне оказались не готовыми воспринять идеи молодого преподавателя. Как только их дети на ремесленных работах зарабатывали себе на приличную одежду, они забирали их из школы. Учреждения приходилось закрывать.

Однако, если крестьянство не смогло оценить идеи швейцарского педагога, то в полной мере это сделало государство. Оно помогает ему открыть образовательные учреждения в Станце, затем и в Ивердоне, где его деятельность обрела признание и мировую известность.

За годы исканий в свет выходят такие труды педагога, как «Досуги отшельника», «Лингарт и Гертруда. Книга для народа», «Как Гертруда учит своих детей», и, наконец, главный труд его жизни «Лебединая песня», которая была написана в конце жизни. В этом труде собраны все итоги и выводы, основанные на длительной педагогической практике.

Произведение раскрывает идеи как нравственного, так и умственного воспитания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Умственное воспитание не может обходиться без воспитания души, потому как любое знание должно приносить благо, а для этого необходимо знать, что это. Это утверждение одновременно просто и как никогда актуально во все времена, особенно в XXI веке, который полон разрушительных технологий. Порой, гонясь за техническим прогрессом, человечество не всегда осознает, какой урон может привнести в наш мир то или иное изобретение.

По мнению Песталоцци, и нравственное, и умственное воспитание, прежде всего, должны опираться на физические силы ученика. Если у него нет к чему-либо способностей, то стоит ставить перед ним достигаемые цели, чтобы не отбить желание учиться и не прививать отвращения к процессу обучения. Все занятия должны приносить положительный заряд эмоций, побуждать желание к мыслительной деятельности. То, что положительные эмоции вызывают улучшение памяти, скорости и качества выполнения заданий, можно найти в любом современном учебнике по педагогике, психологии, физиологии. Это был прорыв в теоретической и практической педагогике начала XIX века, скованного жесткой дисциплиной и авторитарным стилем преподавания.

В «Лебединой песне» четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Очевидно, что он считал развитие речи основой всего обучения, основой развития мышления. По мнению Песталоцци, элементы формы и числа были в целом основой математики. Таким образом, педагог считал формирование элементарных математических представлений важнейшим составляющим развития мышления у детей. Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» — основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении. Естественным он так же считал развитие наблюдения через речь. Однако наблюдение должно соответствовать некоторым параметрам: оно должно быть целесообразно, систематизировано, обоснованно.

В результате сделанных наблюдений Песталоцци высказывает убеждение в том, что та или иная работа сама по себе не делает человека ни нравственным, ни безнравственным. Свое положительное педагогическое воздействие труд может оказать лишь только в том случае, если твердо поставить себе первой конечной целью воспитательные задачи. Так он приходит к необычайно ценному в теоретическом и практическом отношении выводу о том, что детский труд может дать должный педагогический эффект, если он правильно организован, умело и последовательно используется в воспитательных целях.

Песталоцци считал необходимым обучение основам арифметики – изучение числа и формы. Через внешние формы ученики должны познать их внутреннюю суть. Он понимал, что детям зачастую присуще механическое запоминание материала, что не ведет к умственному развитию. Развитие абстрактного мышления он видел в необходимости позволять детям сопоставлять, сравнивать и различать. Данный механизм можно представить следующим образом: сравнивая два предмета, дети видят разницу между ними, затем они могут их сравнить, а потом и выделить из множества других. При такой последовательности изучения материала познаются свойства предметов, то есть – их суть.

Целостная педагогическая концепция, изложенная в «Лебединой песне», представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Демократ Песталоцци высказывает в своем заключительном труде пламенную надежду, что реализация идеи элементарного образования не только даст возможность трудящимся осознать свое человеческое достоинство, почувствовать уверенность в своих силах и направить их на то, чтобы оказать помощь самим себе, но и приведет к тому, что будут заложены прочные основы народного благополучия и национальной культуры.

Песталоцци существенно обогатил положения прогрессивной педагогики о факторах формирования личности и гармоническом развитии всех сил и способностей человека.

Им впервые была поставлена задача психологизировать обучение, т. е. построить его тем естественным путем, которым пользуется сама природа для развития человеческого ума. Процесс обучения, согласно его требованиям, должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для чего следует глубоко изучать детскую психологию. Соответственно указывалось: «Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет». Такой подход был глубоко демократичен.

Песталоцци более широко, чем его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент для осуществления всестороннего развития ребенка. Трактуемое таким образом природосообразное обучение Песталоцци требует сделать достоянием всех детей без исключения.

Песталоцци умер в 1827 году в своем имении. На зените своей славы у него в гостях в Ивердонском институте побывало множество выдающихся людей того времени: немецкий философ И.Г. Фихте, ученый К. Риттер, И. Тургенев, педагог А. Белл, Р.Оуэн, писательница мадам де Сталь. Он встречался с Наполеоном, был удостоен аудиенции Александра I, который наградил педагога Орденом Владимира и профинансировал издание первого многотомника сочинений просветителя.

Одним из самых значимых проявлений признания педагогических достижений Песталоцци была награда Законодательного собрания революционной Франции – диплом почетного гражданина Франции, врученный ему 26 августа 1792 года.

Память о выдающемся педагоге жива до сих пор. В 1960 году в Швейцарии торжественно открылась «Детская деревня Песталоцци», которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.

Литература:

1. Лещинский В.И. Лаврикова Г.В. Заварзина Л.Э. Образование: история и современность. – Воронеж, 1999.-306 с.

2. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1981.-280 с.

3. Пинкевич А.П., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. – М., 1927.-340 с.

4. [Электронный ресурс]: http://uchitel76.ru/osnovnye-idei

5. [Электронный ресурс]: http://www.greatmind.info/biograph.php

Ключевые слова: Лебединая песня Песталоцци,​Иоганн Генрих Песталоцци,критика,анализ,произведения,читать критику,онлайн,рецензия,отзыв,поэзия,Критические статьи,бесплатно,​Иоганн Генрих Песталоцци,швейцария,литература,18 век

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector