Eurosar.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как ездить на велосипеде зимой

Четыре правила для тех, кто продолжает зимой ездить на велосипеде по городу

6 декабря 2014 г.

Езда на велосипеде зимой резко отличается от обычной следующими моментами: дорожным покрытием, погодными условиями и уходом за вашим транспортным средством. Экстремальные условия — лишь дело привычки, и городской велосезон можно не закрывать, соблюдая четыре правила зимнего катания

1. Подготовь велосипед

Эксперты по велосипедным зимам в унисон утверждают, что есть два решения подготовки велосипеда: заменить на своем байке для круглогодичного катания некоторые детали или завести бюджетный зимний байк, который будет не жалко убить реагентами и влагой. Наиболее плохой выбор для зимы — рама из магниевого сплава, которая просто рассыплется от химических соединений в городе, наилучший выбор — титан качественной сварки. Советы по апгрейду для обоих вариантов будут одинаковыми.

Если у вас горный велосипед, амортизаторы будут только мешать управлению на заснеженной или обледенелой дороге. Лучше перевести маунтин байк в ригид — сделать велосипед более жестким: поставить жесткую вилку, но обязательно такой же высоты (значение axle to crown), как у вашей амортизационной. Такая высота нужна для того, чтобы не опустился угол наклона рулевой трубы. Карбоновые, титановые и стальные вилки лучше гасят мелкие вибрации, нежели алюминиевые. Гнутая вилка в этом же плане комфортней, чем прямая. Если у вас V-brake тормоза и 26″ колеса, вилка на 28″ колесо не подойдет — получится другой уровень крепления тормозов.

Если вы всё-таки решили оставить амортизационную вилку, поменяйте в ней масло на более жидкое одноименного бренда, ведь на морозе оно имеет свойство густеть. После замены масла отрегулируйте отскок вилки в условиях эксплуатации — на улице.

В плане трансмиссии мнения разделились. Кто-то переставляет на байк старые компоненты на пределе износа, чтобы было не жалко убить их за зиму. В этом случае готовьтесь к тому, что трансмиссия, переключатели и обода, если за ними не ухаживать, в конце концов заржавеют и закорродируют.

Кому-то удобней катать с планетарной втулкой, потому что она больше защищена от неблагоприятного внешнего воздействия грязи, воды и реагентов, требует меньше ухода и функционирует дольше, хотя стоит не дешево. Также планетарка полезна зимой в городе тем, что можно стоя переключать передачи — на перекрестке в ожидании «зеленого» или выйдя с работы, если дорога за день подтаяла или наоборот превратилась в каток. С планетаркой и однозвездочной системой проще поставить защиту цепи от попадания в неё одежды. Опять же пачкаться брюки или юбка с защитой цепи будут меньше.

Поставьте шипованные покрышки. Двухрядной резины хватит только для перемещения по центру города в малоснежные зимы и в мягком климате. Как только начнется снежно-грязевая каша, колеи, сугробы и наледи, без многорядных покрышек не обойтись. Советуют Schwalbe Ice Spiker и Nokian Extreme. Давление в колесах должно быть такое, чтобы пятно контакта покрышки с дорогой охватывало все ряды шипов. Если давление слишком сильное, сцепление будет только с центральное дорожкой шипов, а если давление слабое, то только с боковыми — центральная линия шипов будет уходить внутрь. Покрышки требуют обкатки — около 40 км по асфальту или бетону, чтобы уменьшить риск выпадения шипов. Если шипы теряются, их всегда можно доставить с помощью запасных. Дисковые тормоза в зимних условиях побеждают ободные. Анодированные обода рекомендуются.

Четыре совета от Ярослава Коржаева, механика московского велоклуба «Титан»: «1) Дисковые механические тормоза. Стандартные ободные тормоза плохо тормозят будучи мокрыми и стираются буквально за пару часов. Ободные тормоза сжирают стенку обода за месяц катания, и обод разваливается как старый башмак. Ремонт обойдется дорого.
2) Колеса на втулках с закрытыми подшипниками. Распространённые колеса на насыпных подшипниках придётся слишком часто обслуживать (и недёшево).
3) Установите крылья, а также неопреновую защиту для предотвращения попадания реагентов и грязи на амортизационные системы и подшипники рулевой колонки. Своевременно производите её чистку.
4) Чем меньше передач на велосипеде, тем реже их придется настраивать и менять рубашки с тросами, а это примерно раз в месяц при условии, если у вас сзади от 7 скоростей.
Чем меньше на зимнем велосипеде различных запчастей и подвижных узлов (переключатели, натяжители), тем дешевле и проще пройдёт ваша велозима».

Стоит ли напоминать о том, что на вашем велосипеде обязательно должны стоять передний и задний габаритные огни. Теперь, когда поездки совершаются больше в темное время суток (утром еще темно, вечером уже темно), особенно важно следить за тем, чтобы вас было видно на дороге. После каждой поездки проверяйте не сели ли батарейки, подзаряжайте аккумуляторы при надобности на работе и дома и рассчитывайте примерное время поездки, чтобы понять, хватит ли заряда фонарей на весь путь. Если понимаете, что может и не хватить, возьмите с собой дополнительные фонари. Поставьте на байк крылья — полные или быстросъемные — зависит от количества снега, который будет ежедневно налипать на внутреннюю поверхность. Снег будет налипать и на ваши педали, но топталки (обычные педали) или контакты — это всё равно личный выбор и вопрос пристрастий.

Если у вас шоссейный руль, намотайте более толстую и мягкую обмотку — она будет гасить микровибрации. Для прямого руля купите мягкие неопреновые или пробковые грипсы — не только для поглощения вибраций, но и для того, чтобы мизинцы перестали неметь. В этом плане хвалят эргономичные грипсы Ergon.

2. Одевайся правильно

Одеваться правильно для поездок на велосипеде зимой тоже можно двумя способами: а) в спортивном стиле — для тех, кому важна максимальная защита в любую погоду на любых расстояниях; б) в стиле casual — для тех, кто хочет выглядеть красиво или как обычно во время коммутинга (поездок на работу и учебу).

Если вы готовы потратиться на спортивную экипировку или в любом случае занимаетесь зимними видами спорта, то решение всех проблем — GoreTex, Windstopper или аналогичные мембранные, но качественные материалы. Спортивная одежда для лыжного бега, походов или сноуборда хорошо подходит для езды на велосипеде зимой: сохраняет вашу подвижность и тепло, не промокает, не продувается, выводит пот, отличается яркими цветами, имеет функциональные детали, типа карабинов, карманов и т.д. Конечно, в комбинезоне или горнолыжных штанах нельзя работать в офисе — придется брать с собой сменный комплект одежды. Что, кстати, не плохо, ведь ваша экипировка к вечеру успеет подсохнуть.

В вашем гардеробе обязательно должно присутствовать термобелье, а лучше два комплекта кофты и штанов — для относительно теплой погоды и активного катания и для морозов и езды в прогулочном темпе. Термобелье должно быть изготовлено из 100% полиэстера и полипропилена. Термобелье из натуральных материалов будет впитывать влагу, и вы будете мерзнуть.

Одежда из флиса или полартека сохраняет тепло также хорошо, как шерсть. И в отличие от натуральных тканей не впитывает влагу, мало весит, быстро сохнет, не нуждаются в деликатной стирке, хорошо отводит влагу изнутри наружу. С некоторых флисов капли дождя или снег можно стряхнуть так, что одежда останется сухой.

Чтобы эффективно пользоваться достоинствами мембранной ткани, следуйте следующей схеме трех слоев: термобелье + флис + мембрана. Если в этой схеме заменить флис или термобелье хлопчатобумажными тканями, мембрана работать не будет.

На обуви экономить нельзя. Выбирайте качественные теплые ботинки с рифленой подошвой, опять же желательно с гортексом. Утеплить ботинки можно войлочной стелькой с термофольгой. Имейте с собой запасную пару носков/термоносков. Защитить ботинки или сапоги от попадания в них и под штанины снега можно с помощью гамашей. Выбирайте простые гамаши, с минимумом деталей, которые могут порваться или зацепиться за цепь.

Обычные шарфы, шапки и перчатки промокают при мокром снеге и от конденсата, могут обмерзнуть кристаллами льда и натирать, и греть в таком состоянии они точно не будут. Так что выбирайте виндстопперные и горнолыжные модели. Если пользуетесь шлемом, купите зимний подшлемник, а также «намордник» который можно натянуть и на нос. Конечно, мало кто катается в -30, но и на такие случаи есть решения — защитить лицо поможет альпинистская термомаска. Существуют специальные велоперчатки — трехпалые, в которых и тепло, и управлять удобно.

Если вас больше интересует casual-вариант зимнего велогардероба, носить хлопчатобумажные водолазки, кенгуруху или шерстяной свитер под пальто или пуховик тоже можно. Но помните, что, как только они промокнут от пота или конденсата, передвигаться станет некомфортно. Вязаные шарфы и шапки приемлемы, если путь от дома до места назначения занимает у вас не более 15 минут, а температура опустилась не ниже 15 градусов. Для наиболее слабых мест всё-таки советуем воспользоваться спортивной продукцией — наверняка, вы сможете и среди горнолыжной одежды найти ту, которая впишется в ваш стиль. Запасной комплект одежды приветствуется, особенно, это касается джинсов, которые быстро промокают и долго сохнут.

Светоотражатели — это то, что обязательно должно присутствовать на вашей одежде. Если вы выглядите как новогодняя елка в свете фар — прекрасно, значит, будете жить долго! Не стесняйтесь пришить или приклеить свеоотражающие ленты на куртку, рюкзак, сумку, отвороты штанин, повесить световозвращающие брелки или мигающие маячки. Все это, приехав на работу или в университет, вы всё равно снимете, а штанины отвернёте, вернув себе деловой образ.

Комментарий о зимней езде от специалиста компании Electra Андрея Васюкова: «Первое и самое важное — это теплая одежда, особенно сильно мерзнут руки, ноги и голова с лицом, так что без теплых варежек, хорошей обуви и шапки с шарфом не обойтись. Конечно, есть специальная одежда, но я говорю о тех, кто катается на городских велосипедах, так что вышеперечисленного вполне хватит. При грамотном утеплении зимой кататься довольно комфортно.
Что касается подготовки велосипеда к зимнему сезону, то обязательно стоит обзавестись хорошими яркими фонарями, чтобы обозначить себя на дороге или тротуаре, — зимой видимость, порой, в разы хуже, так что рисковать не стоит. Также лучше не забывать о реагентах и соли на дорогах — если у вас нет задачи сделать ваш велосипед винтажным в короткий срок, то лучше всего мыть его после поездок прежде, чем закатывать домой (хватит обычной ветоши и жидкости для мытья стекол).
По поводу шипованной велорезины, я считаю, что все-таки она предназначена для тех, кто катается зимой в определенных спортивных дисциплинах, так что заморачиваться не стоит — в городе от нее толку не особо много, а стоит она недешево. Главное, будьте осторожны и повнимательнее на поворотах!»

3. Ухаживай за велосипедом

Полезно будет пересобрать весь велосипед, почистить его и поменять смазку, тросики и рубашки. Перед выводом велосипеда на улицу и в течение всего сезона проверяйте всю раму, вилку, дропауты, сварочные швы на момент сколов! В неблагоприятных условиях они будут разрастаться и разрушать велосипед вплоть до поломки, поэтому сколы своевременно надо зашкурить, обработать преобразователем ржавчины, загрунтовать и покрасить. Для ленивых существует антикоррозийный спрей «Мовиль». Антикоры можно купить в любом автосервисе.

Чистить и смазывать цепь придется чаще, чем летом. Смазку для цепи выбирайте густую — так она дольше будет вымываться из звеньев, соответственно меньше грязи будет попадать внутрь.

Немного о перепаде температур: чтобы обойти многочисленные проблемы, возникающие при резком перемещении велосипеда из холода и на холод (перепад давления, жесткости резины, конденсат, оттаивание воды), храните велосипед в прохладном месте — на застекленном балконе, в гараже, на закрытой лестничной клетке, но не в теплой комнате.

4. Езди аккуратно

Мы не перестанем напоминать о том, что соблюдение велосипедистами ПДД, особенно в зимнее время, в условиях плохой видимости и скользкого полотна, может сохранить жизни — не только вашу. Если вы попали в метель или ветер несет в глаза мокрый снег, лучше медленно, но верно ехать по тротуару. Никуда не спешите — здоровье всегда дороже 10 потраченных минут. Зимой шлем необходим как никогда, ведь риск упасть или попасть в аварию повышается.

Будьте предсказуемы на дороге, показывайте сигналы руками чуть дольше, чем это требовалось бы в хорошую погоду. Не забывайте, что вступил в силу закон, по которому можно пересекать пешеходный переход только спешившись. Так вы заодно смените позицию, разомнетесь и прогоните кровь по задубевшим частям тела.

Поделитесь своим опытом в комментариях!
Всем безопасной зимы!

Советы по зимней езде на велосипеде

  • Перевод: Надежда Жеребина

Жители северных городов с развитой велокультурой уже давно сломали стереотип о том, что никто в здравом уме не сядет зимой на велосипед. В странах, где велодвижение только набирает обороты, всё ещё слышны сомнения, но в СМИ регулярно появляются материалы с полезными советами для тех, кто продолжает ездить на велосипеде, несмотря на холод и снег. Мы перевели пару наиболее интересных.

Гид для начинающих

Один из таких материалов за авторством Тома Бабина (автора книги «Frostbike: The joy, pain and numbness of winter cycling») опубликовал в своём последнем номере канадский журнал Momentum.

«Образ заснеженного города и женщины на велосипеде — модно одетой, в зимнем шарфе, с любимой музыкой в наушниках, потягивающей кофе — привычен во многих городах мира», — пишет Бабин и предлагает пять шагов навстречу более комфортному передвижению на велосипеде зимой.

1. Не ищите идеальный велосипед для зимы — его не существует.

Толстые покрышки и шипованная резина, несомненно, облегчают зимнее передвижение на велосипеде. Том советует поэкспериментировать с разными видами велосипедов в поисках модели, которая будет оптимальной в условиях вашего города. И при этом утверждает, что удобство зачастую не имеет никакого отношения к цене — по крайней мере, сам он уже несколько лет использует для зимних поездок подержанный горный велосипед за 50 долларов.

2. Продвигайте улучшение зимней велоинфраструктуры в вашем городе.

Противники велосипедизации часто говорят, что нет смысла инвестировать в велосипедную инфраструктуру в северных городах, ведь не так много людей ездят на велосипеде круглый год. Однако взгляните на Монреаль и Миннеаполис, где в час пик, несмотря на холод и снег, на дорогах можно встретить тысячи велосипедистов. Очевидно, что зимой количество велосипедистов будет меньше, чем в тёплое время года. Но холодная снежная зима не отменяет потребности в велоинфраструктуре и даже, наоборот, — обостряет потребность в ней. Отгородить велосипедистов от моторизированного транспорта гораздо важнее зимой, а уборка велодорожек является ключевой мерой для безопасной езды.

3. Не волнуйтесь по поводу одежды.

В интернете можно найти миллион постов, авторы которых рассказывают про необходимость одеваться «капусткой», синтетики и водонепроницаемой верхней одежды. Но зимняя езда на велосипеде — не экстремальный спорт. Одевайтесь, как оделись бы на зимнюю прогулку пешком. Ваш организм быстро начнёт вырабатывать тепло и вам придётся беспокоиться не о холоде, а о том, как бы не вспотеть. Общий принцип таков: в начале поездки вам должно быть немного прохладно, ведь затем в процессе езды вы разогреетесь. Перчатки, шапка, шарф и шерстяные носки — единственное, о чём нельзя забывать.

4. Полюбите зиму (или хотя бы относитесь к ней спокойно).

Несмотря на технологии, позволяющие легче переносить холода, мы стали избегать зимы всеми способами. «Откройте для себя приятные стороны зимы, — пишет Том Бабин. — Покатайтесь на лыжах или на санках, слепите снеговика, поймите, что зима не так страшна». Как только ваше отношение к зиме начнёт меняться, поездка на велосипеде перестанет казаться чем-то из области экстремальных развлечений. Вы сразу вспомните, почему так любите велосипед.

Многим из тех, кто ездит на велосипеде зимой, нравится слышать вслед: «Да ты просто сумасшедший!» Это даёт чувство превосходства, вы как будто сильнее и смелее других. Бросьте! В зимней езде на велосипеде нет ничего необычного. Это может сделать каждый. Спросите об этом пожилую женщину в Финляндии, которая в снегопад укладывает сумку с продуктами в велокорзину. Зимой ездят не только фанатики и мазохисты, мы просто сами убеждаем себя в этом. На самом деле для успешной поездки на велосипеде зимой необходимы всего четыре вещи хорошо отрегулированные тормоза, водонепроницаемая сумка или корзина для личных вещей, крылья, а также передний и задний фонари.

Будучи горячим сторонником зимней езды на велосипеде, Бабин, тем не менее, советует исходить из здравого смысла. Предвкушение поездки по хрустящему снегу и возможность преодолеть психологические и физические барьеры — это прекрасно, однако бывают дни, когда лучше оставить велосипед дома. Поводом для этого может стать слишком глубокий снег, скрывающий лед и другие помехи, сильный дождь, ухудшающий видимость, а также низкая температура, грозящая обморожением незакрытых участков тела. Решайте сами, как далеко простирается ваша зона комфорта. Помните, что зимняя езда на велосипеде — это не гонка на выносливость. Главное, чтобы погода, как бы она ни была, не мешала вам получать удовольствие от езды.

Зима в радость

Ещё одну порцию зимних советов можно найти на сайте Velojoy.com

  1. Берегите суставы и мышцы — перед выездом можно сделать небольшую разминку.
  2. Возите с собой запасные батарейки для фар — на морозе они могут сесть быстрее.
  3. Немного спустите колёса и опустите седло, это улучшит сцепление с дорогой, сместит центр тяжести вниз и придаст вам манёвренности.
  4. Будьте внимательны, переезжая металлические и окрашенные поверхности. В мороз они становятся скользкими.
  5. Жмите на тормоз дважды — вода успеет сойти с обода и вы затормозите гораздо лучше.
  6. Используйте задний тормоз, поскольку заднее колесо гораздо легче вывести из заноса, чем переднее.
  7. Для поворотов наклоняйте велосипед, а не корпус, чтобы избежать скольжения.
  8. По прибытии счищайте снег и реагенты с цепи, ободов и тормозных колодок.

Катание на велосипеде зимой

Зимой очень важно не ошибиться в шинах. Но даже если шины верные, есть три «большие разницы» в тактике и технике катания: снег (лес, парк), город и лед.

Несколько общих соображений. Зимой под колесами велосипеда снег или лед, гораздо реже — асфальт. Трение, а если точнее, сцепление покрышек со льдом и снегом зависит от температуры. Чем холоднее, тем сцепление лучше. Чем ближе к нулю, тем хуже. Все дело в тончайшей, всего несколько сотен молекул, пленке воды, которая покрывает кристаллы снега и льда. Эта вода остается жидкой при понижении температуры, но становится более вязкой. Поэтому сцепление и возрастает. При качении шина интенсивно деформируется, часть энергии, которую мы тратим на эти деформации, переходит в тепло и нагревает шину. «Горячая» шина плавит лед и снег, образуется пленка воды и уменьшается сцепление. Какой же отсюда следует вывод? Очень простой! Зимой выгодно ехать быстро. Хорошая скорость позволяет хорошо согреться на морозе. Тёплые шины меньше «дубеют» и легче катят. Уменьшается время контакта шины с дорогой в каждой точке, меньше передается тепла льду и снегу, что увеличивает сцепление. Теория гласит, что при температуре воздуха до -10 °С и гололеде сцепление возрастает более чем на 30%, когда скорость возрастает с 5 до 40 км/час. А по накатанному снегу сцепление возрастает примерно на 15-20%.

Торможение на велосипеде зимой.

На прямом участке можно работать обоими тормозами, но сначала нажимают задний, а затем более мягко — передний. На спуске или вираже по снегу основным является задний тормоз, который заодно работает как стабилизатор траектории движения. Передний подключается осторожно и дозировано.

Если проехать через снежный нанос или форсировать небольшой сугроб, то снег гарантировано попадет на тормозную дорожку обода и колодки. Тогда даже при очень сильном нажатии на тормозные ручки велосипед не остановится, так как между ободами и колодками образуется водяная пленка, резко снижающая коэффициент трения. Поэтому при движении по снегу тормозные колодки надо регулярно «прожигать» — нажимать на тормозные ручки до начала момента «схватывания», тогда при необходимости остановиться может быть и удастся сделать это вовремя.

Лыжня, если она плотная и хорошо укатанная, вполне пригодна для катания на велосипеде, но требует весьма точного управления и, желательно, более широких шин, дабы не проваливаться на менее плотных участках. На широкие, раскатанные ратраками трассы для конькового хода лучше без особой необходимости не заезжать. Снег там более рыхлый и вязкий, ехать по нему существенно труднее.

Слой снега аналогичен слою грязи, следовательно, и техника езды аналогичная. Только чувствовать себя можно гораздо свободнее. Можно, и даже нужно вставать на педали методом «танцовщица» для лучшей тяги «на низах». Главное, следить за загрузкой заднего колеса и не поворачивать на большой угол переднее. При этом полностью разгружать переднее колесо не стоит, так как будет трудно рулить и поддерживать устойчивость велосипеда. Колесо должно четко контактировать с твердой поверхностью под слоем снега. Для этого можно «играть» центром тяжести, перемещая корпус то к рулю, то к седлу. Если ваша амортизационная вилка не замерзла, то это сильно помогает управлять байком и сохранять устойчивость.

Как кататься на велосипеде зимой по лесу.

Утоптанные и укатанные тропинки и дорожки, тонкий слой рыхлого снежка — самый легкий и приятный случай. Шины хорошо катятся, байком управлять легко. Сцепление между шинами и снежной дорогой примерно такое же, как в сыром лесу в теплое время года. Торможение, повороты, горки и спуски проходятся аналогично. Некоторая осторожность необходима на виражах, когда на дорожке наблюдается небольшой рыхлый слой снега или снежной каши. Протектор не успевает как следует упереться и зацепится за плотную основу и колесо сразу же заносит. Причем шипованные шины или нет, большой роли не играет. Шипы обычно короткие, не более 3-4 мм, и в этой ситуации малоэффективны.

Передвижение на велосипеде по зимнему городу.

В городе всё вперемешку: снег, асфальт, лед, вода, реагенты, бордюры, люди, машины, собаки, тротуары и перекрестки. Сразу скажем: по проезжей части зимой стоит ездить только на шипованной резине! Аргументация элементарна. Правый край правого ряда, где обычно рассекают байкеры и велосипедисты, замусорен, завален снегом и покрыт льдом. Причем очень часто лед не покрывает асфальт ровным слоем, а встречается зонами с извилистыми краями, лепешками, буграми, и все это припорошено снегом. Тут и на шипованной резине нелегко. Любое падение, а оно в таких условиях весьма вероятно, крайне опасно и может привести к печальным и фатальным последствиям.

Еще одна проблема — когда около бордюра на проезжей части навален снег, и бывает сложно определить, где, собственно, заканчивается снег, и где начинается тротуар. Тут есть два варианта — выдергивать переднее колесо пораньше и повыше или, в самых непонятных ситуациях, останавливаться. Врубившись на скорости в приличный бордюр, можно запросто пробить покрышку, сложить колесо или погнуть вилку.

Езда по льду на велосипеде!

Давно известно, что лед на дороге — не подарок для велосипедиста. Разработаны и отшлифованы поколениями велосипедистов правила езды по льду:

  • нельзя вращать педали;
  • нелья поворачивать;
  • нужно расслабится и подождать пока не за кончится лед;
  • нельзя вертеть головой;
  • не совершать резких движений;
  • нельзя тормозить;
  • всё равно упадешь.

Оптимистично, афористично и во многом верно. Но справедливо, в основном, для обычной резины. Ибо, как говорят в Одессе: «Шипованная и нешипованная резина — это две большие разницы!» Давайте поэтому рассмотрим отдельно катание по льду на обычных, нормальных зимних шинах и отдельно — на шипованных.

На правильно подобранных зимних покрышках можно ездить по ровному льду, особенно если он шероховатый, с примерзшими снежинками. Если на льду уклоны, бугры, ямы и прочие обледеневшие колдобины, то «сливай воду». Или пешком, или в объезд. А на ровном льду можно делать почти все, кроме верчения головы и корпуса, вставания на педалях, резких поворотов руля и наклонов байка. Поворачивать стоит очень аккуратно, по большому радиусу, «тарелочкой», не наклоняя велосипед. Тормозить можно, но только задним тормозом и очень мягко, дробно, прерывисто: нажал — отпустил, не доводя до юза. А до юза на льду довести очень легко. В заносе заднее колесо начинает стремительно скользить в сторону, таща за собой байк и байкера. «Отловить» велосипед резким движением практически нереально. В этом главная проблема езды зимой — невозможность экстренно затормозить или сделать резкий маневр, если надо разминуться с пешеходом, автомашиной или колдобиной на пути.

Шипованные покрышки позволяют ездить свободно и уверенно, в том числе и по льду. Покрышки со стальными шипами разделяются на две группы: так называемые «городские» с двумя рядами шипов, коих обычно насчитывается 100-150 штук, и «экстремальные», с четырьмя рядами, которые имеют порядка 300 шипов.

На шинах с четырьмя рядами шипов по льду можно двигаться почти так же легко, как и по асфальту. Педали крутятся легко, не ощущается никаких прокручиваний заднего колеса и что велосипед вот потеряет равновесие и скорость. Вы можете заходить на вираж под углом. Можно спокойно тормозить, как задним, так и передним тормозом. Уверенно можно тормозить даже на камнях и асфальте. Если соблюдать осторожность, то даже можно ехать по ледяным косогорам и уклонам.

На городских покрышках с двумя рядами шипов катить можно без проблем, если не делать слишком «резких движений». Такие шины рассчитаны на универсальное применение. На асфальте, грунте, снегу работает центральная беговая дорожка. А на льду и особенно на виражах подключаются стальные шипы. Тормозить на льду следует с некоторой осторожностью, так как городские легче, чем «экстремальные» шины, срывает в занос, а контакт стальных шипов с дорогой слабее. Аккуратнее следует быть и на ледяных горках, уклонах, обледеневших колеях и колдобинах. Вместе с тем «городские» шины легче катят, меньше весят и лучше режут снег и снежную кашу, но хуже гребут в рыхлом снегу по сравнению с «экстремальными». Если ваш путь пролегает по асфальту и грунту, то имеет смысл шины хорошо накачать; тогда работает центральная беговая дорожка, и сопротивление качению будет меньше. Если начался лед, то давление лучше снизить, тогда эффективнее будут работать стальные шипы в плечевых зонах покрышек.

Двигаясь по льду, безопаснее всего оставаться в седле, даже во время разгона, привставая только при преодолении препятствий. Шины, даже «экстремальные», не следует перекачивать; наоборот, давление лучше снизить. Качение станет несколько хуже, зато вероятность падения резко снизится. И все-таки следует всегда помнить, что на льду никакие шипы не дают стопроцентной уверенности — гарантию может дать только страховой полис!

«Холодно только первые 5 минут»: кто ездит на велосипеде зимой в Москве

Велодвижение в Москве и Московской области с каждым годом набирает популярность. Заядлых велосипедистов не пугают ни морозы, ни снегопады, они участвуют в велопарадах и ездят на велосипеде на работу, также на улицах зимой все чаще можно увидеть курьеров с доставкой еды на велосипедах. Как крутить педали среди сугробов, реагентов и гололеда, обозреватель РИАМО узнал у фанатов зимней езды на велосипеде.

Луиза, 32 года, руководитель в финансовой компании:

«Четыре года назад я подарила свой автомобиль брату и пересела на велосипед. С тех пор я не катаюсь, а езжу на велосипеде – это мой транспорт!

В зимней велоезде главное – внимательно следить за погодой. Я не езжу в сильный гололед, или когда на дорогах лужи из грязевой каши. В остальное время езжу на приспущенных колесах. Резину не меняю, потому что при езде по очищенным от снега дорогам этого не требуется.

Зимой надо быть готовым оставить велосипед и пересесть на каршеринг, такси или общественный транспорт, если начнется сильный снегопад. Пару раз за три года мне приходилось так делать – цепляла велосипед у столба, ехала по делам, а потом возвращалась за ним.

Здесь хорошо убирают дороги. Когда качество уборки меня не удовлетворяет, использую приложение «Наш город». Плюс в том, что дороги точно убирают лучше тротуаров. На велосипеде мне падать не приходится, потому что на дорогах гололед бывает крайне редко.

Для зимней езды для меня комфортна любая температура до минус 20. Случалось ездить и в более сильный мороз, но это уже не очень приятно. На велосипеде я постоянно в движении, поэтому мне чаще жарко, чем холодно.

Мой супруг разделяет мои взгляды и тоже ездит каждый день на велосипеде. Мой маршрут до работы – от «Белоруской» до «Динамо», а его – с «Белоруской» на «Автозаводскую».

Зимой за велосипедом нужно тщательно ухаживать, но я ленивая, и мой велосипед покрылся ржавчиной от хранения на улице. Таскать его на 6-й этаж не хочется, ведь я езжу каждый день. В конце зимы сдам его на ТО и приведу в порядок».

Екатерина, 38, спасатель МЧС:

«Ездить зимой на велосипеде я начала еще в 1998 году и прониклась: вкусный морозный воздух и меньше людей по ночам. Езжу по магазинам с велоприцепом и на работу. Я создала велогруппу, и мы катаемся ежедневно. Сейчас в группе 49 человек, у нас есть рации, чтобы не теряться, и маячки.

Иногда бывает холодно и скользко, если резина летняя. Сейчас у меня зимняя финская шиповка, поэтому проблем нет. В переходах в центре бывает скользко на шипах по плитке, я навернулась пару раз. По нечищеному снегу ехать приятно, по рыхлому – отвратно, заносит даже на шипах. Цепи смазываем специальным маслом для мотоциклов, так как они ржавеют от реагентов и плохо переключают скорости.

Я катаюсь в костюме для горнолыжного спорта, он легкий и теплый. Под курткой только термобелье. Иногда заезжаем в «Макдональдс» и там пьем горячий кофе».

Полина, 27 лет, фотожурналист:

«Я катаюсь с 2-х лет, а зимой впервые выехала только в прошлом году и не пожалела: укатанный снег в парках и на проселочных дорогах оказался даже ровнее, чем летние тропинки! На велосипеде как на транспорте я езжу только летом. Зимой катаюсь в выходные и предпочитаю бездорожье, поэтому маршруты у меня в основном лежат через леса и буераки.

Зимой проблемы две: лед и рыхлый снег. Из-за льда многие покупают покрышки с шипами, но мне достаточно и летней резины, правда, с глубоким протектором. Самое неприятное – рыхлый снег, на котором велосипед теряет управляемость, вязнет. Для такой зимней езды хороши фэтбайки – велосипеды с очень широкими колесами.

Но при минус 20-ти может замерзать тормозная жидкость, так что я стараюсь кататься до минус 15.

Уход за велосипедом зимой очень важен. После каждого катания нужно протирать ноги вилки, чтобы налипший песок и грязь не царапали их, а еще смазывать цепь перед каждой поездкой. По весне желательно перебирать велосипед полностью или отвозить его в мастерскую на техосмотр.

Зимой для катания я одеваюсь в термобелье, на него – спортивные штаны, флисовая кофта и горнолыжная куртка-парка. Для защиты дыхательных путей нужна балаклава или, как у меня, горнолыжная маска. Еще хороши очки, но они сильно потеют из-за маски.

Пить во время поездки необходимо, а зимой вода в обычной бутылке быстро замерзает, поэтому у меня всегда с собой термокружка с чаем».

Ульяна, 35 лет, стилист:

«Кататься на велосипеде зимой я стала три года назад. Это совсем не страшно, просто нужно быть аккуратнее, чем летом. В зимней езде неудобство доставляет не мороз – до минус 15-ти можно смело кататься, а нечищеные обочины.

Еще зимой на дороги спят много реагентов, которые разъедают резину, приходится выбирать места, где их нет, например, уезжать в лес. После катания я смываю реагенты с байка и смазываю колеса.

Чтобы не замерзнуть во время катания, нужно утеплиться. Лучший вариант – балаклава, термобелье, флисовая кофта, куртка и перчатки. С собой на покатушки я беру горячий чай с корицей, бутерброды с салом или блины».

Анна, 27 лет, менеджер по развитию бизнеса в «Яндексе»:

«На велосипеде я уже 5 лет, а зимой начала ездить с 2016 года. Климат в Москве спокойный, воздух сухой, и зима переносятся на колесах гораздо проще, чем пешком.

Я отношусь к велосипеду как транспортному средству и езжу на работу, на фитнес, на встречи с друзьями – так делают во всех развитых странах. В сильную метель я добираюсь до места на велосипеде быстрее, чем на авто.

Езда зимой отличается умеренным темпом и большей предусмотрительностью в плане маневров. Происходит сужение проезжей части из-за куч снега – и для велосипедов остается очень мало места.

Идеальная температура для катания – минус 15, в это время на улицах нет грязи и стоит легкий морозец. Во время второго зимнего велопарада для всех участников стало большим удивлением, что в минус 25 ездить примерно так же, как в минус 10, только шарф нужен побольше.

Ни в коем случае нельзя слишком тепло одеваться. Если вы поедете «капустой», то рискуете получить простуду в первую же поездку, так как вспотеете и уже в мокром состоянии продолжите езду.

На велосипеде вы испытываете нагрузку, поэтому одеваться нужно чуть холоднее, чем если бы вы пошли на прогулку пешком. Единственное, что нужно греть дополнительно – руки, стопы и ноги выше колен. Если я вдруг замерзла, то просто останавливаюсь у кафе и ем горячую пищу. Термос я всегда ношу с собой зимой и беру во все путешествия.

Главное правило – после езды промыть комплектующие теплой водой, вытереть насухо и воспользоваться смазкой-спреем, которая вытолкнет из цепи оставшуюся влагу».

Артем, 19 лет, студент:

«На велосипеде я езжу уже 7 лет, зимой – четвертый год. Я езжу для удовольствия и лишь иногда – на учебу и работу. Комфортная ширина резины для зимнего сезона – от 2.0 и больше, хотя я езжу на любой.

Основная особенность зимнего катания – экипировка, если подходить грамотно к ее выбору, то можно ездить в любые температуры. Нужно надевать несколько слоев. Также особое внимание нужно обратить на обувь и перчатки – чтобы они не промокали, не продувались, не промерзали. На голове я ношу бафф, тонкую шапку для бега, обязательно очки и шлем.

Самый злой враг велосипедиста – ветер, моментально замерзают пальцы рук и ног. Для меня комфортная температура – до минус 20-ти, максимально ездил в минус 25, но было уже не очень.

Также важно уметь правильно заходить в повороты и тормозить, предугадывать дорожную ситуацию.

После поездки велосипед нужно мыть и смазывать цепь. Если смесь реагентов попадает внутрь стальной рамы, она очень быстро ржавеет».

Валерий, 24 года, урбанист:

«На велосипеде я ездил все детство, поэтому езда зимой никогда не была для меня чем-то сверхъестественным. Полностью на велосипед я пересел в институте, после того, как провел небольшое исследование. Оказалось, что дойти до метро – 10 минут, проехать – 15 минут, дойти до института – еще 35 минут, а на велосипеде за 15 минут я уже был на месте.

Уже пятый год я езжу по Москве практически каждый день. В январе – феврале у нас столько снега, что пользоваться велосипедом могут только молодые и сильные, кто готов на это ради тех радостей и скоростей, которые дает велосипед в городе. Велосипедисты в Москве живут, как партизаны – между автомобилями и пешеходами, и надеются только на хорошую погоду.

У нас пока не хватает цельной инфраструктуры. В Канаде и Финляндии люди могут ездить на велосипеде в любую погоду. Например, в Стокгольме, где такая же зима, как у нас, создана целая сеть безопасной инфраструктуры с удобной навигацией, которая позволяет без проблем ездить по городу зимой.

Мой основной маршрут до работы составляет 5 км и легко проезжается в любую погоду. За 5 лет я досконально изучил московские улицы и знаю лучшие маршруты во всех направлениях. Это позволяет избегать опасных улиц, подземных переходов, мостов и эстакад. Я часто езжу в центр с самого севера Москвы и на пол пути заезжаю к бабушке, чтобы согреться.

В теплую погоду, конечно, легче ездить, но тает снег, и на дорогах образуется грязь. Чтобы грязь не летела из-под колес велосипеда, необходимы крылья. Они защищают меня практически полностью от брызг, только ботинки немного пачкаются».

Александр 33 года, велосборщик:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector