Eurosar.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имеет ли право участковый зайти в квартиру

Имеет ли право участковый уполномоченный полиции заходить в квартиру и проверять документы?

Автор: Елена

В соответствии с Приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» в обязанности участкового уполномоченного полиции входит осуществление профилактического обхода административного участка, который включает в себя посещение зданий, строений и сооружений, расположенных на административном участке; посещение лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел; ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) с соблюдением требований статьи 15 Федерального закона «О полиции».

Профилактический обход участковый уполномоченный полиции обязан осуществлять ежедневно, при этом в течение года со дня закрепления за ним административного участка — посетить все объекты, в том числе жилые помещения (квартиры, жилого дома, комнаты), на административном участке. В течение следующего календарного года и в дальнейшем ежегодно участковый уполномоченный полиции обязан посещать указанные объекты.

При посещении квартиры (жилого дома, комнаты), объекта участковый уполномоченный полиции обязан представиться, называя свою должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина в развернутом виде служебное удостоверение, сообщить цель посещения, вручить визитную карточку, проинформировать о местонахождении участкового пункта полиции, комнаты приема населения, днях и часах приема граждан.

При этом, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Так, проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения, принадлежащие гражданам, допускается в том числе в следующих случаях:1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;3) для пресечения преступления;4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Последние ответы

Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ч. 1 ст. 15.1-1) Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители наделены правом обращения в Роскомнадзор с требованием об ограничении доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию, обладающую следующими признаками:

1) информация должна распространяться в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, среди неопределенного круга лиц;

2) информация должна быть выражена в неприличной форме, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность. Признаком такой формы может быть нецензурная брань, сведения порнографического характера, непристойные жесты и иные изображения;

3) целью распространения информации является явное желание лица умышленно нарушить общепризнанные нормы поведения, противопоставив себя окружающим, проявить пренебрежительное, вызывающее, оскорбительное или унизительное отношение. При этом выражение мнения, убеждений, научные и общественно-политические публикации, исследования, критические замечания, негативная оценка, дискуссионные утверждения, обоснование позиции при отсутствии вышеуказанной цели не является проявлением запрещенной информации;

4) объектом информации является общество (граждане Российской Федерации и ее население), государство, официальные государственные символы (Государственные Флаг, Гимн и Герб), Конституция Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную власть в Российской Федерации (Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды).

Ответственность за размещение данной информации установлена ч.ч. 3-5 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб. или административного ареста до 15 суток.

Компетенцией по возбуждению административных дел наделены органы внутренних дел.

При обнаружении информации, обладающей вышеназванными признаками, обращайтесь в органы полиции и прокуратуры.

Обратитесь в порядке ведомственной подчиненности к старшему судебному приставу или иному должностному лицу службы, которые обязаны рассмотреть жалобу в 10-дневный срок

При несогласии обжалуйте ответ вышестоящему руководителю службы или в суд по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Административное исковое заявление подается в суд района по месту нахождения службы судебных приставов.

Жалоба или заявление в суд должны быть поданы в течение 10 дней с момента, когда лицо узнало о бездействии.

По результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должностное лицо, ее рассмотревшее, обязано вынести решение в форме постановления о признании жалобы обоснований (частично обоснованной) или необоснованной, копия которого направляется в адрес заявителя в 3-х дневный срок со дня принятия.

Поскольку органы прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей, жалоба на их действия может быть также направлена и в территориальные органы прокуратуры.

Как правило, прокуроры рассматривают жалобы, если по ним уже было принято решение руководителя службы, с которым заявитель не согласен и отсутствует решение суда по этому поводу.

Согласно положениям ст. 241 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ущерб в пределах своего среднего месячного заработка.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случаях, специально предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (ст.ст. 242,243) или иными федеральными законами, например, Федеральным законом «О связи».

В частности, материальная ответственность в полном размере может быть возложена на работника в случае причинения им ущерба в результате административного правонарушения, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Основанием для привлечения работника к ответственности за ущерб является постановление уполномоченного органа о назначении в отношении него административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью, поскольку в данном случае факт совершения лицом административного правонарушения установлен.

Если работник не привлечен к административной ответственности, однако имеется его вина, то работодатель по результатам служебной проверки вправе взыскать причиненный ущерб в пределах его среднего месячного заработка.

В случае отказа работника добровольно возместить ущерб, спор подлежит рассмотрению в суде. Срок давности на обращение за судебной защитой для работодателя составляет 1 год со дня обнаружения ущерба.

При необходимости действия работодателя могут быть обжалованы в Гострудинспекцию СПб или оспорены в суде в 3-х месячный срок с момента нарушения прав.

Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 4 по 30.04.2020 установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Порядок оплаты времени простоя не по вине работодателя и работника установлен ст. 157 Трудового кодекса РФ. Оплате подлежит 2/3 тарифной ставки или оклада, рассчитанные пропорционально времени простоя. О нарушении прав информируйте Гострудинспекцию Санкт-Петербурга или органы прокуратуры города.

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусмотрены два способа обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей:

— в порядке ведомственной подчиненности старшему судебному приставу или иному должностному лицу службы, которые обязаны рассмотреть жалобу в 10-дневный срок;

— в судебном порядке по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Административное исковое заявление подается в суд района по месту нахождения службы судебных приставов.

Жалоба или заявление в суд должны быть поданы в течение 10 дней с момента вынесения судебным приставом-исполнителем постановления или совершения действий, а также установления факта бездействия.

Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

При наличии уважительной причины срок на подачу жалобы (заявления) может быть по ходатайству заявителя восстановлен.

По результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должностное лицо, ее рассмотревшее, обязано вынести решение в форме постановления о признании жалобы обоснований (частично обоснованной) или необоснованной, копия которого направляется в адрес заявителя в 3-х дневный срок со дня принятия.

Поскольку органы прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей, жалоба на их действия может быть также направлена и в территориальные органы прокуратуры.

Как правило, прокуроры рассматривают такие жалобы, если по ним уже было принято решение руководителя службы, с которым заявитель не согласен и отсутствует решение суда по этому поводу.

Публикации

После недавнего объявления московских властей о том, что до конца года едва ли не каждая столичная квартира будет проверена на предмет проживания нелегальных мигрантов, забеспокоились многие. В том числе – многочисленная армия граждан России, снимающих жилье в Москве. Встревожены и хозяева квартир, сдающие жилплощадь иногородним, а то и коренным москвичам, оказавшимся без собственного угла.

Какие права и обязанности в подобных ситуациях имеют россияне и как себя грамотно вести, если к вам нагрянули с проверкой сотрудники полиции либо других инстанций? Самые важные пункты законодательства и практические советы – в очередном выпуске нашей рубрики.

Звонят? Откройте дверь!

Исходя из права на неприкосновенность жилья (статья 25 Конституции РФ), мы, в принципе, вправе не открывать дверь вообще никому. С другой стороны, тот же Основной закон позволяет в определенных случаях проникать в квартиру против воли жильцов. То есть может быть попросту вскрыт замок, а то и выломана сама дверь. Разумеется, доводить до такой крайности не хотелось бы. Чтобы сохранить свое имущество и нервы, важно знать следующее.

По действующему законодательству право «проникать в жилье против воли» есть только у представителей органов государственной власти.

К ним относятся, в частности, полицейские, судебные приставы, в исключительных случаях сотрудники ФСБ и других силовых структур. Однако, поскольку сейчас речь идет об усилении контроля за проживанием нелегальных мигрантов, то на практике нас могут ожидать преимущественно визиты представителей полиции, в основном — участковых. Их полномочия прописаны в законе «О полиции» (федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ, последняя редакция – от 2 июля 2013 года).

В статье 15 (часть 3) перечисляется перечень ситуаций, когда полицейские вправе настаивать, чтобы их впустили в квартиру, а при отказе принудительно, без решения суда, вскрывать жилье. Это допускается:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Как видим, проверка соблюдения правил миграционного учета (для иностранцев) и регистрационного учета (для россиян) в этом списке не значится. Более того, даже если щепетильные соседи сообщили участковому, что вы живете в съемной квартире без временной регистрации, а хозяин не платит налоги с дохода от аренды, то и это не будет основанием для принудительного проникновения в жилье. Потому как проживание без регистрации является вовсе не преступлением, которое требуется срочно пресекать, а более безобидным административным правонарушением (подробнее об этом ниже).

А уклонение от уплаты налогов, хоть и подпадает под Уголовный кодекс при особо крупной наживе, явно не может быть пресечено путем взлома двери.

Вступаем в переговоры

Сразу уточним: если к вам в гости рвутся сотрудники ДЕЗ, Мосгаза, Мосэнерго и прочих жилищно-коммунальных инстанций, то им вы вправе не открывать однозначно. Никакие «срочные проверки счетчиков», батарей и газовых плит не обязывают жильцов впускать в квартиру кого бы то ни было. Хотя, конечно, к каждой ситуации нужно подходить разумно (вряд ли стоит скрываться от газовщика, если плита и вправду барахлит).

А вот если человек за дверью утверждает, что он участковый и настаивает, чтобы его приняли, следует поступать так.

— Не открывая, попросите полицейского представиться. Для убедительности можно процитировать пункт 1 части 4 статьи 5 закона «О полиции»: при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения.

— Если вы не знакомы со своим участковым лично и сомневаетесь, он ли это, вежливо сообщите, что сейчас перезвоните в отделение полиции, чтобы убедиться, что перед вами действительно страж порядка, а не мошенник или грабитель (кстати, эксперты предупреждают, что как раз аферисты сейчас тоже активизируются и гораздо чаще начнут навещать граждан под видом «миграционно-регистрационных проверок»). Если у вас нет телефона местного отделения полиции, легко выяснить его, позвонив по 02.

— Убедившись в личности участкового, уточните причину визита. Можно сделать это, все еще не открывая двери. Если представитель полиции ссылается на проверку документов, регистрации, уплаты налогов при аренде и т.п., напомните, что все это не является основанием для проникновения в квартиру. Сошлитесь на упомянутую статью 15 закона «О полиции».

— Если чувствуете, что обстановка накаляется и реально запахло взломом – скажем, участковый настаивает, мол, у него ориентировка, что в квартире скрывается преступник-наркоделец, то целесообразнее открыть дверь.

При этом особо раздраженных стражей порядка можно охладить напоминанием, что в случае чего вы уточните правомерность действий полицейского, позвонив в Управление собственной безопасности вашего регионального управления внутренних дел (телефон найдете на официальном сайте в Интернете) либо по 02 (здесь все звонки-жалобы-заявления фиксируются под запись).

«В гостях»

Что может сделать участковый, попав к вам в квартиру? Разумеется, попросит предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт). Это вполне правомерно, поскольку пункт 2 части 1 статьи 13 закона «О полиции» позволяет стражу порядка проверять документы в том числе, если «имеется повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении». Без регистрации по месту пребывания сейчас, чего греха таить, живут многие, а это и есть административное правонарушение.

Впрочем, далеко не всегда. Согласно пункту 9 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713) граждане России обязаны оформлять регистрацию по месту пребывания, если явились для временного проживания в какой-либо населенный пункт на срок свыше 90 дней. А если, скажем, человек приезжает поработать «вахтовым методом»: пару месяцев в столице, потом на родину в другой город возвращается, то регистрация строго по правилам не обязательна.

Все это стоит напомнить участковому. Равно как и то, что бремя доказывания совершения правонарушения лежит на правоохранительных органах. Презумпция невиновности у нас провозглашается не только в Уголовном, но и в «административном» кодексе (статья 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Так что срочно изыскивать билеты, подтверждающие ваш недавний приезд и скорый отъезд, не обязательно. В крайнем случае участковый вправе составить протокол об административном правонарушении (подробные правила его оформления – в статье 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Обратите внимание на важный нюанс: статья 28.6 КоАП предусматривает также процедуру под названием «Назначение административного наказания без составления протокола». В соответствии с ней сотрудник органа внутренних дел может сразу вынести постановление о назначении административного штрафа, минуя составление протокола и дальнейшее разбирательство дела.

Однако такая «упрощенка» не допускается, если гражданин не согласен с назначенным ему штрафом и (или) оспаривает сам факт правонарушения. Так что, если вы не признаете себя виновным, подчеркните это и дайте знать участковому, что вы в курсе вышеописанных правил.

На заметку: о штрафах.

Нашумевшие в начале этого года поправки о «драконовских» штрафах за нарушение правил регистрационного учета законом до сих пор так и не стали. Действующая на сегодня редакция статьи 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает такие наказания:

— для гражданина, проживающего без регистрации по месту пребывания, — штраф от 1500 до 2500 руб (напомним, нарушением считается доказанное пребывание без регистрации свыше 90 дней);

— для хозяина квартиры, который допускает проживание на своей жилплощади гражданина РФ без регистрации по месту пребывания, — штраф от 2000 до 2500 руб (опять же, если доказано превышение 90-дневного срока проживания без регистрации).

Наказание за предоставление жилья иностранцам, не соблюдающим правила миграционного учета, предусматривается в статье 18.9 КоАП РФ. Владельцам квартир в таких случаях грозит штраф от 2000 до 4000 рублей.

«Больной вопрос»

Вправе ли сотрудники полиции забрать гражданина из квартиры и препроводить в отделение внутренних дел?

Отвечаем: да, вправе. Но лишь в исключительных случаях, перечисленных в статье 14 закона «О полиции». Речь там идет о задержании подозреваемых в совершении преступления, находящихся в розыске, совершивших побег из-под стражи и т.п. В пункте 13 части 1 статьи 13 того же закона упоминается также, что гражданина могут доставить в служебное помещение подразделения полиции для установления личности, если имеются основания полагать, что человек находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

К счастью, большинство добропорядочных хозяев и нанимателей жилья в эти категории не попадает.

…и немного о налогах

Практикующие юристы отмечают: основная сложность привлечения к ответственности за сдачу жилья без уплаты налогов состоит вот в чем. Требуется не просто установить, что в квартире появился новый жилец, но и доказать факт передачи им денег хозяину за пользование жилплощадью. А по нынешним временам даже договоры найма квартир составляются далеко не всякий раз. Не говоря уже об оформлении расписок, где была бы зафиксирована передача средств с указанием цели «наем жилого помещения».

Так что даже чистосердечное признание квартиросъемщика «да, плачу!» вовсе не является «царицей доказательств», позволяющей наказать хозяина квартиры за уклонение от уплаты налогов.

Ну и, возвращаясь к ожидаемым поквартирным обходам участковых, проясним еще один важный нюанс. Если в отделение полиции не поступало заявления от собственника квартиры (либо владельца неприватизированного жилья) с жалобой на неправомерное занятие жилплощади, то страж порядка не уполномочен требовать у вас какие-либо объяснения и документы, подтверждающие основание находиться в данном жилье. Никому не воспрещается временно жить у знакомых, приходить в гости и т.д. А еще в Жилищном кодексе упоминается просто «безвозмездное пользование жилым помещением» (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).

Вывод

Конечно, всем нам следует соблюдать законы, неправомерно вечно жить без регистрации или сдавать квартиру толпам нелегалов. Однако знание своих прав и нюансов законодательства поможет избежать злоупотреблений и перегибов, которые порой случаются при проведении массовых кампаний-проверок.

Имеет права полиция РФ войти без ордена в личную собственность человека ?

Для ответа на вопрос я для начала процитирую статью 15 Закона «О полиции», в которой указаны случаи в которых сотрудник полиции вправе проникать в жилище гражданина:

Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

  1. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

Закон имеет отсылочные нормы к другим законам, которые регулируют, когда сотрудник полиции вправе самостоятельно проникнуть в жилище гражданина. Так, в соответствии с законом «Об Оперативно-розыскной деятельности» такое проникновение возможно в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

УПК РФ регулирует также возможность проведения обыска или осмотра жилища без получения соответствующего разрешения суда в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector